Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Вечный свет Маяковского

Книжная выставка

19 июля в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открылась книжная выставка «Вечный свет Маяковского, посвящённая 125-летию со дня рождения В.В. Маяковского (1893–1930), публициста, драматурга, художника.

Маяковский вошёл в сознание миллионов читателей как певец социалистической революции. Он приобрёл широкую известность как автор замечательных стихов и поэм, сатирических фельетонов и пьес. Поэзия его полна самых разнообразных настроений, красок и оттенков.

Не одно поколение поклонников поэзии Маяковского для себя выясняют, кто же он такой: Горлан-главарь, футурист-будетлянин или тонкий лирик, ранимый и беззащитный? Душа поэта поворачивается перед нами как магический кристалл, но грани этого кристалла окрашены кровью. Жизнь великого поэта – всегда трагедия, смерть – последний её акт.

Бенедикт Сарнов знает и любит В. Маяковского. Он пишет ярко и пристрастно, поэт в его книге «Заодно с гением: Путеводитель по Маяковскому» (М., 2014) предстает нам разным, неожиданным – и очень живым. Много лет прошло со дня смерти поэта. Но он по-прежнему с нами. Он по-прежнему интересен и нужен нам.

Ни один писатель не был столь неразрывно связан с русской революцией, как Владимир Маяковский. В борьбе за новое общество принимало участие целое поколение людей. К этому поколению принадлежали Лили и Осип Брик. Невозможно говорить о Маяковском, не говоря о них, и наоборот. Союз Брики – Маяковский стал воплощением политического и эстетического авангарда – и новой авангардистской морали.

Книга Б. Янгфельдта «Ставка – жизнь» (М., 2009) рассказывает не только об этом овеянном легендами любовном и дружеском союзе, но и о других людях, окружавших Маяковского, чьи судьбы были неразрывно связаны с той героической и трагической эпохой. В книге, проиллюстрированной большим количеством редких фотографий, использованы неизвестные до сих пор документы из личного архива Л.Ю. Брик и архива британской госбезопасности.

На протяжении многих лет в советском литературоведении насаждался культ Маяковского – «лучшего и талантливейшего» поэта эпохи. Из Маяковского ещё при жизни сделали памятник, который с годами покрылся толстым слоем хрестоматийного глянца.

Книга талантливого писателя Ю.А. Карабчиевского «Воскресение Маяковского» (М., 2008) опрокидывает многие устоявшиеся представления о поэте. Она побуждает к размышлениям о личности, судьбе и творчестве этого неординарного человека, обладавшего высоким поэтическим мастерством.

Язык поэзии Маяковского есть язык городской массы, претворивший художественную потенцию фамильярно-бытовой речи в собственно поэтическую ценность и в средство громкой публичной беседы с современниками.

Описание потенциально подвижных зон языка, определяющих динамику его изменений, содержит книга Г.О. Винокура «Маяковский – новатор языка» (М., 2006). Анализ художественной функции языкового новаторства Маяковского включает рассмотрение новаций поэта с точки зрения грамматики и фонетики.

«Я к вам приду в коммунистическое далёко…», – сказал поэт, обращаясь к потомкам. Эта горделивая уверенность была основана прежде всего на том, что всей своей поэзией он жил будущим и, опережая время, приближал будущее каждым своим стихом…

На выставке также представлены периодические издания. Специальный номер журнала «Литературное обозрение» (1993. – № 6) полностью посвящен 100-летию со дня рождения В. В. Маяковского. Как сказано в предисловии, подбирая статьи и публикации, члены редколлегии «останавливались либо на совершенно неизвестном материале, либо на том, который часто использовался исследователями, но до сих пор не публиковался; либо на новых прочтениях того, что до сего дня казалось совершенно ясным и не требующим комментариев; наконец, изучение Маяковского, его роли, истории его бытования в культуре невозможно вести вне ставших сегодня доступными официальных документов».

В этом же издании (Литературное обозрение. – 1993. – № 9/10. – С. 30–69) также юбилею Владимира Владимировича посвятили рубрику «И вот вы, наконец, столетний юбилей»… В нее вошли статьи: И. Я. Хвасс «Воспоминания о Маяковском»; Д. Д. Бурлюка «Я Маяковского знаю давно…», в которой он рассказывает о пребывании Владимира Владимировича в Америке; Л. Е. Колесниковой «Круг чтения поэта» о личной библиотеке В. Маяковского и другие.

Следующий журнал на своих страницах опубликовал воспоминания А. М. Нюренберга, художника, журналиста «Глина, мрамор и гранит». По словам Амшея Марковича, он воспринимал «своего» Маяковского через три образа. Первый образ – «человек мягкий, сердечный, склонный к доброте». Второй – «это человек, носящий маску, всегда играющий, актер, человек позы». И третий – «это воля Маяковского, хорошо и крепко организованная» (Человек. – 1993. – № 5. – С. 97–100).

В. Д. Дувакин, литературовед, филолог и архивист, был инициатором создания стенографических воспоминаний друзей о В. В. Маяковском. Одним из его собеседников был русский поэт и сценарист М. Д. Вольпин. Журнал критики и литературоведения «Вопросы литературы» (2010. – № 1. – С. 320–376) напечатал фрагменты разговора В. Дувакина и М. Вольпина под названием «Встречи с Маяковским».

Выставка продлится до 30 июля.

19.07.2018 | Просмотров: 381

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей