Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

ВЛАДИМИР ОДОЕВСКИЙ − НОВАТОР БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА И ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ

13 августа 1804 в Москве родился князь Владимир Фёдорович Одоевский — русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания.

В 1823-25 гг. председатель юношеского общества любомудров. Издатель ряда журналов и альманахов.

Как писатель и мыслитель, князь Одоевский долгое время находился под влиянием Гофмана и Шеллинга. Увлекался оккультными учениями, за что получил прозвище «русского Фауста».

Известен как мастер фантастической романтической повести, одним из первых в России экспериментировал с жанром утопии, продолжал традиции просветительской сатиры.

По свидетельствам современников, Одоевский не придавал значения своему княжескому титулу и происхождению, чем приводил в изумление аристократов, завидовавших древности его рода.

В незаконченном утопическом романе «4338-й год», написанном в 1837 году, князь Одоевский, как считается, первым предсказал появление современных блогов и Интернета. В своём сочинении Одоевский описывает мир, где «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом».

В 1846 году В. Ф. Одоевский был назначен директором Румянцевского музея и помощником директора Императорской публичной библиотеки, прослужив в ней 15 лет, и куда впоследствии попал его книжный архив. (фото 2)

Одоевский занимался литературной правкой Отчетов библиотеки, составлял и редактировал статьи, инструкции. Так, Одоевский написал «Правила комиссии для продажи дублетов». На вырученные деньги он хотел создать оборотный капитал. Мечтал о собственной типографии в библиотеке, которая могла бы быть дополнительным источником дохода. Предлагал застраховать библиотеку от всех возможных случайностей. Новатор, он предложил премиальную систему для поощрения усердных библиотекарей. Одоевский много занимался комплектованием, изыскивал средства на закупку книг, отдавая приоритет новейшим книгам по физике, химии, математике, геологии, по паровым машинам и железным дорогам.

Одоевский стремился к улучшению обслуживания, составил нормативы доставки книги к читателю. Заботясь о большей сохранности фондов, он считал самой лучшей для Публичной библиотеки крепостную расстановку.

Одоевский предложил составить: 1) единый алфавитный каталог на весь фонд библиотеки, 2) выделить все дублеты, 3) проставить валовой номер на книге и на карточке — для того, чтобы узнать общее количество книг. Он предложил вести карточные каталоги вместо книжных, ревизию же заменить отчетом о проделанной работе. (фото 3)

Как-то Одоевский дал такое определение: «Библиотека — великолепное кладбище человеческих мыслей... На иной могиле люди приходят в беснование; из других исходит свет, днем для глаза нестерпимый, но сколько забытых могил, сколько истин под спудом...».

Сначала это определение шокирует, но потом соглашаешься — действительно, есть такие книги, от которых «люди приходят в беснование», как есть и такие, которые не только несут знания людям, но и очищают, облагораживают, а много и несправедливо забытых книг, может быть, лишь на время. Главное, что есть некая «ниточка», которая связывает между собой поколения. В.Ф. Одоевский считал мало читающих людей, дикарями. «В России все есть, а нужны только три вещи: наука, наука и наука», — писал мыслитель. Библиотеку же он считал необходимейшим учреждением для внедрения науки. (фото 4)

В советское время князь Одоевский рассматривался как периферийная фигура русской литературы. Ему не ставили памятников, его именем не называли улицы. Из сочинений Одоевского чаще всего публиковалась сказка «Городок в табакерке», по которой в 1976 г. был снят мультфильм «Шкатулка с секретом». Сказку признали даже полезным введением к изучению законов механики. (фото 5)

«В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций. Узнав, его, с ним не расстанутся и взрослые» / В. Белинский

Интерес к многообразному наследию Одоевского стал возрождаться в последней четверти XX века.

13.08.2018 | Просмотров: 175

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей