Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Книга недели «Русские ночи»

Дорогие друзья! 13 августа к 215-летию со Дня рождения князя Владимира Федоровича Одоевского, одного из самых ярких представителей русской философии, литературы и музыкознания, сектор редких изданий библиотеки им. Н.К. Крупской выделил Книгой Недели «Русские ночи», изданной в 1913 году в Москве.

В кон. 1820-х — нач. 1830-х годов Одоевский, педантично пополняя свои энциклопедические знания, вырабатывал мировоззрение и создавал свой главный опыт в области художественной словесности — философский роман «Русские ночи», завершенный к 1843 и увидевший свет в составе трех томов Сочинений. Роман, по сути дела, представляет собой приговор немецкой философии от лица русской мысли, выраженный во внешне прихотливом и чрезвычайно последовательном чередовании диалогов и притч: европейская мысль объявляется неспособной разрешить важнейшие вопросы российской жизни и всемирного бытия.

Современники Одоевского усматривали в «Русских ночах» влияние «Серапионовых братьев» Гофмана. Автор же, признавая очевидное сходство, утверждал, что оно случайно, и Гофмана он прочитал, когда замысел произведения уже сложился. Сам он называл иные источники своего жанрового эксперимента: диалоги Платона и античную драму.

В процессе работы над романом грандиозная идея обнаружила свою неосуществимость, а потому писатель в итоге ограничился созданием «довольно верной картины той умственной деятельности, которой предавалась московская молодежь 20-х и 30-х годов».

Одоевский не случайно так подробно высказывался о своем романе — форма «Русских ночей», в соответствии с замыслом автора, выверена до деталей и организована по принципу своего рода «матрешки». Именно разнообразие точек зрения и составляет предмет художественного изображения (или — по Одоевскому — «основной анекдот») в «Русских ночах», развивающих жанровую традицию философского романа, основы которой в европейской литературе были заложены Дени Дидро («Жак-фаталист и его хозяин» а в русской — И.А. Крыловым («Почта духов»).

В книге рассказывается о двух искателях, которые отправились в путешествие, но единственное отражение этого путешествия в романе — рукопись, содержащая их размышления, а также новеллы, события которых в контексте романа ценны главным образом тем, что многократно комментируются и обсуждаются их героями, рассказчиками, если таковые есть, юными искателями, а также участниками философского диалога.

Действие романа «Русские ночи» Одоевского начинается с вопроса «что такое мы?» и приходит в финале к утверждению: «Девятнадцатый век принадлежит России!». Хотя основной тон «Русских ночей» и глубоко пессимистический, заканчиваются они мажорно. Россия призвана спасти дух Европы; ее свежие силы уберегут его от умирания. В ней и через нее совершится возрождение культуры.

На фоне русской литературы XIX века, полной творческой жизни, Одоевский явление исключительное. Он один пишет не от полноты, а от недостатка, от пустоты и одиночества, задыхаясь, срываясь, хриплым голосом, порой достигая своеобразной мрачной и сухой гармонии, но чаще запутываясь в собственных холодных измышлениях. Ему одному не хватает воздуха.

13.08.2018 | Просмотров: 152

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей