Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Родоначальник живописи форм в европейском искусстве

Книжная выставка

15 января в отделе искусств открылась выставка литературы «Родоначальник живописи форм в европейском искусстве» к 180-летию со дня рождения французского художника Поля Сезанна (1839-1906).

Поль Сезанн – выдающийся живописец конца XIX века, чье имя стало легендарным для последующих поколений художников и любителей искусства. Отец хотел, чтобы он был банкиром, но Поль стал великим художником XIX века. Для того, чтобы достичь этой цели, Сезанн с непоколебимым упорством преодолел все препятствия и в одиночестве продолжал заниматься тем, что придавало смысл его жизни – живописью.

При жизни он был наиболее критикуемый, осуждаемый прессой и публикой и если его творения имели успех, то только потому, что вызывали гомерический хохот. Однако уже в первые десятилетия XX века его гений был оценен по достоинству. Сезанн, не признанный при жизни, сегодня считается самым новаторским художником XIX века. Его творчество послужило толчком к появлению многих современных течений в живописи: символизма, фовизма, экспрессионизма, футуризма, кубизма, сюрреализма. Он учил мир новому зрению. Его не влекла, в отличие от многочисленных представителей академической школы, фотографическая точность воспроизведения зримого мира. Он не стремился, как его современники импрессионисты, запечатлеть мимолетные состояния природы. Сезанн верил в постоянство форм и красок мира и устойчивость отношений между ними.

Воспоминания о Поле Сезанне Амбруаза Воллара «Сезанн» (Ленинград, 1934) впервые появившиеся в 1914 году, затем неоднократно переиздавались и переводились на разные языки мира, в том числе и на русский. Эта книга является комбинированной биографией художника и воспоминаний о нем друга и почитателя – известного коллекционера и торговца картинами. Автор сумел добросовестно зафиксировать ряд важных для характеристики художника высказываний, которые дают полезный материал для художников и искусствоведов. Журнал «Искусство» (2006. - № 1) публикует статью из журнала «Cahiers d’Art» за 1931 год французского критика и издателя Кристиана Зерноса, который обращается к творческому наследию знаменитого художника и его влиянию на будущие поколения.

В отечественном искусствознании Сезанн занимает место реформатора, тем не менее, в различные периоды к его творчеству относились по-разному. В одно время вместе с импрессионистами и представителями новейших течений он был исключен из официальной истории искусств.

Публикации о великом мастере с трудом пробивали себе дорогу, поэтому изданные в русском переводе книги известного французского писателя, биографа Анри Перрюшо «Жизнь Сезанна» (Москва, 1991) и английского писателя и искусствоведа Джека Линдсея «Поль Сезанн» (Ростов-на-Дону, 1997) восполняют этот пробел. Биография художника и эволюция его творчества показана на фоне культурной жизни Франции его времени. Творчество Сезанна раскрывается разными гранями: и с точки зрения взглядов современников и в свете его восприятия художниками других направлений. В описании биографии художника большое место занимает описание отношений Поля Сезанна с его школьным товарищем писателем Эмилем Золя и «учителем» и «добрым ангелом» художником Камилем Писсарро. Дружба Золя и Сезанна была важна для них обоих. Во многом под влиянием Золя Сезанн выбрал путь художника. В свою очередь размышления Сезанна о живописи определили вкусы Золя в области изобразительного искусства.

За последние годы появилось множество переводной литературы о великом мастере, альбомов репродукций, посвященных Сезанну.

В фундаментальном иллюстрированном издании Ричарда Мёрфи «Мир Сезанна. 1839-1906» (Москва, 1998) исследуется новый способ видения художника, открывшего дорогу абстрактному искусству. Сезанн перенес акцент в живописи с предмета изображения на сознание изображающего. Так, свой любимый Прованс художник запечатлел на холстах с такой неотразимой силой, что побывать здесь после знакомства с его живописью – значит увидеть эти места отраженными в его глазах и его одинокой душе.

Красочный художественный альбом «Сезанн» издательства «Белый город» (Москва, 2001) представляет биографический очерк в сочетании с описанием произведений мастера, проанализированных с точки зрения переворота, совершенного им в теоретической и эстетической системе всей европейской живописи. Живопись Сезанна – это цветной рисунок. «Цель живописи – живопись», – заявлял Сезанн. Для Сезанна, автора множества натюрмортов с яблоками, этот плод стал метафорой самого искусства, метафорой интуиции, возникшей на основе реальности.

Сезанн сказал однажды: «Такие, как я, рождаются раз в двести лет». «Слишком скромно ценил он себя: на самом деле придется ждать куда более двухсот лет, пока вновь появится такой художник, как он», - пишет Ивон Тайандье в книге «Сезанн» (Москва, 1995). Автор рассматривает произведения Сезанна с точки зрения техники живописи: объема, моделировки цветом, перспективы. Анализируя творчество Сезанна, он соотносит его живопись с картинами Эль Греко и Джотто, сравнивает с живописной техникой импрессионистов и фовистов. Сезанн верил своим ощущениям и точно воспроизводил их всеми имевшимися в его распоряжении средствами передачи цвета и объема, сохранив до конца жизни наивность зрения и свежесть восприятия.

Сегодня нет необходимости утверждать авторитет Сезанна как великого художника своего времени, чьи работы хранятся в самых престижных музеях мира и частных коллекциях, и его влияние на развитие мировой художественной культуры.

Выставка продлится до 31 января.

16.01.2019 | Просмотров: 320

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей