Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Педагогические технологии образовательной деятельности обучающихся в условиях инклюзии

День информации

9 апреля главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой в литературной гостиной библиотеки был проведен День информации для учителей общеобразовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования на тему «Педагогические технологии образовательной деятельности обучающихся в условиях инклюзии».

Инклюзия – органичное соединение специального и общего образования с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических и биологических отклонений развития.

Инклюзивное образование – это процесс, включающий в себя две стадии: интеграцию (при которой учащихся «подгоняют» под требования системы) и инклюзию (при которой система учитывает потребности каждого учащегося и подстраивается под них).

Казалось бы, для интеграции характерен самый разумный принцип: взрослые помогают детям. Он прошёл через всю историю образования, поэтому сложно представить себе, что могло бы его заменить.

При инклюзии такой тип взаимодействия тоже присутствует, но не является единственным. Помощь спешит не только от взрослого к ребёнку, но и от одного учащегося к другому.

В пособии Екжановой Е.А. «Основы интегрированного обучения» (М., 2008) рассматриваются теоретические и практические аспекты социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Анализируется зарубежный и отечественный опыт интегрированного обучения в дошкольном возрасте и в условиях общеобразовательного учреждения.

Нельзя сказать, что отзывчивое отношение к детям становится обязанностью учителя. Оно остаётся ею, причём, во всех смыслах: формальном, профессиональном и нравственном.

В сборник «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья» (Новосибирск,2018) включены рабочие программы, план изучения, определение основных понятий, вопросы и задания для самостоятельной работы.

Основная идея инклюзивного образования — мониторинг образовательных условий во всей их совокупности на предмет учета образовательных потребностей и возможностей участников образовательного процесса.

При обнаружении барьеров, возникающих для детей в образовательном процессе, все участники включаются в проектирование изменений, которые создают более эффективные образовательные условия.

Проектирование и программирование являются необходимыми технологиями для реализации принципов инклюзивного образования.

Постоянное увеличение детей, испытывающих различного рода затруднения в процессе адаптации и школьного обучения, является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем общего образования.

Среди таких школьников достаточно встречаются дети, которые нуждаются в специальных (особых) подходах к обучению и воспитанию.

Сегодня в число первостепенных задач массовой школы встаёт проблема поиска оптимальных путей обучения, воспитания и социальной интеграции нетипичных учащихся.

В статье Рыбальченко Л.И. «Управление образовательным процессом в условиях инклюзивного образования» речь идёт о том, что детям с ограниченными возможностями здоровья не обязательно обучаться в специальных учреждениях, что получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе (Методист. – 2014. – № 6. – С. 29–32).

В настоящее время многие школы уже приняли в свои стены необычных воспитанников, однако организация психолого-педагогического сопровождения с особыми образовательными потребностями специалистами массовых образовательных учреждений остаётся мало разработанным направлением их деятельности.

Инклюзивное образование должно развиваться на основе широкой социальной поддержки, что требует обеспечения целенаправленного просвещения, консультирования, информирования родительской общественности, населения, специалистов системы здравоохранения, социальной защиты, молодёжной политики и других заинтересованных ведомств по всем вопросам образовательной инклюзии.

Главной задачей школы при работе с «необычными» детьми является создание на основе личностно- ориентированного подхода оптимальных психолого-педагогических условий, помогающих каждому ребёнку, в соответствии с особенностями его психического и физического развития, раскрывать и развивать свои способности, а также способствующих его социальной адаптации.

Конечно, были, есть и будут учителя от Бога, способные создать в классе атмосферу истинного товарищества, заботы, понимания.

Хочется верить, что в светлом будущем таких учителей станет больше, хотя на всех детей их всё равно не хватит.

Организация совместного обучения порой очень разных детей требует от учителя перестройки методов и тактики. Это и есть основа инклюзивного образования.

09.04.2019 | Просмотров: 348

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей