Павловопосадовский и Оренбургский промыслы
Заседание клуба
25 сентября состоялась очередная воскресная встреча в клубе по изучению народных традиций им. Изольды Яхно («Лихтарик»), который работает при отделе искусств. В продолжение изучения темы «Русский традиционный платок – элемент национального костюма», сотрудниками отдела была подготовлена беседа об истории возникновения российского пуховязального и шелкоткацкого промыслов и изготовлении талантливыми мастерами набивных павловопосадских и оренбургских пуховых платков.
Библиотекарь отдела искусств рассказала, что центром шелкоткацкого промысла был Павловский посад – небольшой подмосковный городок, основанный в 1844 г. Здесь до сегодняшнего дня находится фабрика по изготовлению известных на весь мир красочных платков и шалей.
Подмосковная шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры.
В XVIII–начале XIX века текстильная промышленность была чрезвычайно развита. Одно из крупнейших предприятий принадлежало Якову Лабзину и Василию Грязнову. До середины XIX века фабрика выпускала шерстяные, хлопчатобумажные ткани и платки. После 1860 года стали популярны набивные шерстяные платки и шали. Как раз в это время они входили в моду как незаменимый элемент костюма горожанок и сельских жительниц.
Рисунки на платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: «манер» и «цветок». Фон у павловопосадовских шалей мог быть разным, не только черным, но и белым, красным, бордовым, темно-синим, зеленым, бронзово-золотистым.
Каждый рисунок для платка неповторим и оригинален.
Павловопосадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами. Подобно живописным произведениям, платки имеют названия «Цветущий сад», «Нежность», «Лебедушка», «Мелодия», «Загорские купола», «Птица счастья».
В последние годы проявляется большой интерес к творческому наследию павловопосадовских мастеров, сочетающих традиционный и современный дизайн.
Еще один знаменитый на весь мир образец народного искусства – Оренбургский пуховый платок. История пуховязального промысла берет свое начало в XVII веке с заселением русскими юго-восточных степей Урала. Русское население переняло идею использования мягкого козьего пуха у своих соседей – кочующих скотоводов: калмыков, казахов, киргизов, которые под легкой верхней одеждой носили пуховые телогрейки и шарфы.
Пуховязанием в Оренбуржье занималось и сельское, и городское население – русские, украинки, татарки. В промысле работали потомственные династии. Оренбургские платки создавали вручную на спицах без предварительного образца, по памяти. Каждый платок неповторим: мастерицы придумывают новые варианты сочетаний элементов вязаного узора, гармоничные композиции. В богатейшем арсенале вязальщиц множество видов ажурных переплетений, сохранивших старинные названия: «ягодка», «соты», «мушки», «кошачья лапка», «мышиный след», «змейка», «цепочки», «снежинки», «сосенки» и др. Из сложных комбинаций рисунка и рождается пушистое чудо.
В XIX веке оренбургский промысел по производству шалей из нежного козьего пуха получил известность за границей. Изделия российских пуховниц с успехом демонстрировались на Всемирных выставках в Лондоне, Париже, Вене, Филадельфии и Чикаго.
С большим интересом мастерицы и гости клуба знакомились с предложенной книжной выставкой освещающей тему занятия.
Издание Мерцаловой М.Н. «Поэзия народного костюма» (М.,1988) раскрывает поэтические черты народного костюма, рассказывает о том, как одежда связана с народными традициями и ремеслами.
Оригинальный красочный альбом «Русские художественные промыслы» (М., 2011) знакомит с прекрасными произведениями народных умельцев, дает возможность прикоснуться к секретам их мастерства.
Прозаик и публицист Иван Сергеевич Уханов «Оренбургский пуховый платок» (Челябинск, 1980) в своей книге рассказывает о возникновении знаменитого пуховязального промысла, о комбинате и фабрике пуховых платков в Оренбурге, о талантливых мастерах которые работали там.
На встрече в клубе свою прекрасную коллекцию вязаных шалей представили: Теплицкая Ирина Львовна «Шаль белая оренбургская» – подарок от дочери.
Шевчук Светлана Мефодиевна презентовала вязаную крючком работу «Шаль красная».
Следующее занятие состоится 2 октября в 10.00.
27.09.2016 | Просмотров: 182