Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация

Костюм как эстетический образ эпохи

Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его детали, материал, цвет. Во все периоды существования общества костюм был средством выражения социальной принадлежности, знаком привилегий одного сословия перед другим.

С самых древних времён люди жили как физической, так и духовной жизнью. Потребности тела создали необходимость в прикрытии его от непогоды и ненастья. Одновременно с этим, потребности человеческого духа создали необходимость в украшении тела.

Одежда включает в себя различные виды изделий: белье, платье, чулочно-носочные изделия, обувь, головные уборы, украшения. Предметы одежды, связанные единством назначения и использования человеком, дополненные аксессуарами, прической, гримом, составляют костюм. Именно костюм является выразителем социальной и индивидуальной характеристики человека, его возраста, пола, характера, эстетического вкуса.

Национальный, исторический костюм – это образ народа и эпохи.

В средние века костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой. Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались качеством ткани и богатством отделки. Простой народ носил одежду серых и коричневых расцветок.

Основной покрой, приемы украшения, способы ношения одежды в Древней Руси не менялись столетиями и были, как свидетельствуют иностранные путешественники, одинаковыми у разных слоев общества. Различие проявлялось лишь в тканях, отделках, украшениях.

Слово «костюм» пришло в Россию из Франции в XVII веке после петровских реформ. Но само понятие костюма еще с XII века обозначалось на Руси старославянским словом «одеяние». Ранее говорилось, например, «боярское одеяние».

Во Францию слово «костюм» стремительно попало из итальянского языка во время войн Людовика XIII с Италией и произносилось оно на итальянский манер «костюме». В итальянском языке это слово обозначало обычай или привычку.

Современное значение слово «костюм» получило в 1676 году и означало манеру поведения в обществе.

Костюм можно рассматривать как элемент и продукт культуры. В человеческой истории существует и реализовалось множество типов культур, и каждая культура имела свою специфическую рациональность, свою нравственность и этические нормы, свои эстетические идеалы, которые выражались в соответствующих символических формах.

Костюмы королей и выдающихся исторических лиц характеризуют целую историческую эпоху.

Традиционную русскую одежду носили все русские крестьяне, городские мещане и купцы. В аристократической среде следовали диктату парижских модных журналов.

Народная одежда и модный городской костюм, развивались параллельно. В городском костюме для декоративной отделки использовались изделия народных мастеров – вышивка, шитье, кружево. Костюм всегда имел большое значение в придворном этикете.

Армия и военные играли огромную роль в истории России XVIII - начала XX века. Красота, яркость, декоративность военного костюма привлекали молодых людей в армию, составляли особую гордость военных. На формирование внешнего вида русской армии сказывались традиции народного костюма. На элементах военного костюма были детали, подчеркивающие статус военного человека в обществе и на службе.

XIX век в истории России был наполнен множеством событий, оказавших влияние на историю и культурное развитие государства.

Знать и высшее сословие посещали театры, где аристократическая часть публики была особенно требовательна к манерам и сценическому костюму тех актеров, которым приходилось играть представителей высших слоев. Становление театрального костюма развивалось в соответствии с законами жанра театра и идеями репертуара.

Главная задача костюма – создать атмосферу физического и душевного комфорта для человека, который его носит, усилить его внешнюю привлекательность, подчеркнуть его индивидуальность, соответствовать стилю его жизни и поведения.

Костюм, воплощая в себе особенности и стиль каждой эпохи и страны, изменяется вместе с ними. Какой бы художественный стиль ни господствовал, костюм всегда отражает его характерные особенности.

Всеобщая история костюма от древности до Нового времени

Автор(ы):

Вольфганг Брун, Макс Тильке

Костюм разных времен и народов

Автор(ы):

Мерцалова М.Н.

История костюма: от античности до современности

Автор(ы):

Захаржевская Р.В.

История костюма

Автор(ы):

Коммиссаржевский Ф.

История костюма

Автор(ы):

Неклюдова Т. П.

Костюм средневекового Запада: От нательной рубахи до королевской мантии

Автор(ы):

Горбачева Л.М.

Русский народный костюм

Костюм в России XV – начала XX века

Автор(ы):

Ефимова Л.В.

Русский военный костюм XVIII – начала XX века

Автор(ы):

Глинка В.М.

Русский придворный костюм от Петра I до Николая II

Сценический костюм и театральная публика в России XIX века

Автор(ы):

Кирсанова Р.М.

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей