Слово – не что иное, как отдаленное и ослабленное эхо мысли
Книжная выставка
С 12 декабря в отделе документов на иностранных языках стартует книжная выставка.
Отдел документов на иностранных языках совместно с отделом по гуманитарным и естественным наукам Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской предлагает вашему вниманию книжную выставку, посвященную 195-летию со дня рождения
Гюстава Флобера – французского писателя, прозаика-реалиста.
Флобер был младшим сыном известного руанского хирурга, рос при городской больнице, и «медицинские» впечатления сыграли свою роль в выработке его эстетики. Не окончив из-за болезни курс права в Сорбонне, он рано избрал себе литературную карьеру, однако ничего не публиковал вплоть до 1856. С 1846 жил уединенно в загородной усадьбе Круассе, лишь иногда совершая путешествия (самое большое — на Восток в 1849-1851). Получил известность в 1857, после публикации романа «Госпожа Бовари» и нашумевшего судебного процесса, на котором эта книга была обвинена в «оскорблении нравственности» (суд вынес оправдательный приговор). С этого момента Флобер стал признанным лидером нового художественного направления — реализма, прямым учителем Г. де Мопассана, позднее был объявлен предтечей натурализма (Э. Золя, Ш. М. Ж. Гюисманс, братья Э. и Ж. Гонкур). Сделавшись знаменитым, он по-прежнему основную часть времени аскетически замкнуто жил в Круассе, общаясь с миром только при помощи переписки. Его многочисленные письма адресованы поэтам – Луизе Коле, Луи Буйе, прозаикам – Золя, Жорж Санд, И.С. Тургеневу и др. Они представляют собой исключительно содержательные документы, в которых нашло отражение его эстетическое кредо.
Госпожа Бовари» (1857)
Идейный смысл романа — расчет с романтическими иллюзиями. Жена заурядного провинциального лекаря (фельдшера) Эмма Бовари, задыхаясь в мещанской среде нормандского городка, пытается наперекор своему положению вести себя как аристократка или героиня романа и, запутавшись в супружеских изменах и долгах, кончает жизнь самоубийством. Писатель мастерски показывает пошлость провинциальной мелкобуржуазной среды (идеологом которой выступает болтун-«прогрессист» аптекарь Омэ), а также неистинную, надуманную форму, которую получают мистические упования и высокие идеалы Эммы, по-своему бунтующую против этой среды.
Саламбо (1862)
Этот роман, как и некоторые другие произведения зрелого Флобера — мистерия «Искушение святого Антония» (три редакции, 1849-1874), повести «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» (обе 1877) — обращен не к современному быту, а к баснословным временам древности: сюжет — история мятежа войска наемников против Карфагена (3 в. до н. э.). Эпические описания походов и сражений, садистские сцены убийств и жертвоприношений образуют не столько исторический роман, сколько языческую мистерию о любви-вражде солнечного бога Молоха и лунной богини Танит, отраженную в истории карфагенской царевны Саламбо и вождя восставших наемников Мато.
Воспитание чувств (1869)
Первый роман под таким названием (не опубликованный при жизни) был написан Флобером в 1845, второй, принципиально отличный от него, вышел в свет в 1869. Это биография молодого человека, стремящегося утвердить себя в Париже, но терпящего неудачу из-за смутности, непостоянства своих чувств и устремлений — творческих, любовных, политических. Действие происходит в 40-х гг. 19 в., в обстановке бурной интеллектуальной жизни Франции периода Июльской монархии, а финалом служит революция 1848 и история краха Второй республики, соотнесенного с жизненной неудачей главного героя Фредерика Моро.
Бувар и Пекюше
Незавершенное произведение (опубликовано в 1881) необычного жанра — сатирическая энциклопедия культуры 19 в., представленная через историю друзей-двойников, которые, удалившись на покой и поселившись в маленьком провинциальном городке, неутомимо занимаются самообразованием, последовательно изучая самые разные области знания — агрономию, геологию, историю, литературу и т. д. Итог их опыта обнажает внутреннюю противоречивость интеллектуальной культуры, проявляющую себя также и в политическом фарсе, которым оборачивается революция 1848 года произошедшая во французской провинции.
С этими произведениями вы сможете ознакомиться, посетив наш отдел. Литература представлена на французском и русском языках.
Выставка продлится до 22 декабря.
12.12.2016 | Просмотров: 191