«Художественная совесть» русской музыки XX века
Музыкальная гостиная
13 января встреча в музыкальной гостиной отдела искусств была посвящена 135-летию со дня рождения Николая Яковлевича Мясковского. Личность на редкость многогранная – композитор, педагог, критик, музыкально-общественный деятель, – он сразу же после революции отдает себя служению советской музыке. Мясковский выступил как продолжатель классического этапа русской музыки и одновременно стал одним из первых созидателей молодой советской музыкальной культуры, стараясь в своем творчестве запечатлеть великие свершения эпохи.
Первая монография, охватившая весь творческий путь художника и содержащая характеристику основных жанров его музыки принадлежала Т.Ливановой «Н.Я.Мясковский» (М., 1953). Затем последовал обстоятельный труд А.Иконникова «Художник наших дней Н.Я.Мясковский» (М., 1982), в котором всесторонне рассматривалась симфоническая музыка. Большую роль в популяризации творческого наследия корифея советской музыки сыграла книга Н.Кунина «Н.Я.Мясковский: жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях, критических отзывах» (М., 1981) и монография З. Гулинской «Николай Яковлевич Мясковский» (М., 1981), рассказывающая о долгом и сложном пути композитора, благородстве и многогранности его творческого и человеческого облика. Особое место среди литературы, посвященной жизни и творчеству композитора занимает книга О.П.Ламм «Страницы творческой биографии Мясковского» (М., 1989) Это своеобразная «летопись» музыкальной жизни классика, рассказанная как бы им самим – в автобиографических заметках, письмах, дневниковых записях, в воспоминаниях друзей и родных. Со всеми этими книгами, теоретическими работами о творчестве композитора, многочисленными нотными изданиями его произведений и звукозаписями из фонда отдела искусств читатели и гости библиотеки могли познакомиться на выставке, которая сопровождала музыкально-просветительскую программу «”Художественная совесть” русской музыка XX века», подготовленную преподавателями и студентами Донецкой государственной музыкальной академии им.С.С.Прокофьева.
Ведущая программы Татьяна Гайдук подготовила увлекательный рассказ о том пути, по которому композитор пришел в советскую эпоху, о формировании его мировоззрения, которому способствовала Первая мировая война, в которой он участвовал как русский офицер, о многолетней дружбе и переписке Н.Я.Мясковского с С.С.Прокофьевым, Б.В.Асафьевым, о его педагогической деятельности. В связи с тем, что творчество Мясковского малоизвестно, обзорная лекция позволяла гостям полнее ощутить атмосферу того времени, мироощущение композитора. К каждому исполняемому произведению подавался комментарий, иллюстрирующий музыкальное пространство произведения, акцентирующий внимание на смысловых точках и кульминационных моментах.
Мясковский известен как автор многочисленных симфоний, квартетов, сонат, концертов, однако же часто ключевые периоды его творчества были связаны с написанием вокальной музыки.
Дарья Терещенко (меццо-сопрано) исполнила романсы «Из юношеских лет» на слова Бальмонта: «Колыбельная песня», «Побледневшая ночь», «В полночь месяц». Глубокий, насыщенный голос вокалистки передавал особое драматическое напряжение и колористичность романсов. В музыке прослеживалось трепетное отношение композитора к структуре поэтических текстов, стремление передать их своеобразие и неповторимость.
Татьяна Емец (сопрано) продолжила тему музыкального осмысления стихотворений Бальмонта, исполнив романсы из вокальной сюиты «Мадригал». Импрессионистские тона произведения были переданы прозрачным и нежным голосом певицы.
Выразительность партии голоса нисколько не умаляет в сочинениях роли фортепианной партии – она приобретает особое значение, даёт развитие основным образам, вносит свои колористические оттенки. Девушкам аккомпанировала Мария Гайдук, тонко прочувствовавшая каждое произведение.
Преподаватель музыкальной академии им. С.С.Прокофьева, известная виолончелистка Наталья Леонтьевна Биджакова, в ансамбле со студенткой Марией Гайдук исполнили 1 часть второй Сонаты для виолончели и фортепиано, восхитившую слушателей сменой экспрессии с лирическими лейтмотивами.
В финале программы в записи прозвучали фрагменты 27-й симфонии, являющейся шедевром музыкального искусства. Умение захватить, покорить своей музыкой, заставить жить в мире созданных композитором образов и чувств, проявилось в этом произведении с исключительной силой.
Слушатели благодарили исполнителей долгими аплодисментами.
15.12.2016 | Просмотров: 175