Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Нотные издания в контексте истории музыкальной культуры (к 340-летию российского нотопечатания)

Постоянно действующая выставка

С 1 февраля в отделе искусств открывается постоянно действующая выставка «Нотные издания в контексте истории музыкальной культуры», приуроченная к 340-летию российского нотопечатания.

Рождение нотопечатания явилось крупнейшим историческим событием, последовавшим непосредственно за изобретением книгопечатания. Однако при всей родственности книго- и нотопечатания, имеется существенная разница в пользовании книгами и нотами. Лишь определенная категория книг, рассчитанных на людей, обладающих специальными знаниями, может быть сравнима с нотами. Пользование нотами предполагает момент исполнения, озвучивания напечатанной музыки, что по большей части недоступно единичному нотному «читателю», даже если он и обладает необходимой музыкальной грамотностью.

Нотопечатание в России возникло в конце XVII века и было связано с рукописными церковнопевческими книгами. Первые опыты нотной печати относятся к середине XVII века, когда в 1652 году Федору Иванову было поручено на Московском Печатном дворе завести «знаменное печатное дело», то есть нотопечатание с помощью безлинейных нотных знаков. Отливка нового шрифта была совершена, но по неизвестным причинам этот шрифт не использовался. В 1677 году московский музыкант-органист Симон Гутовский, который до этого изобрел деревянную печатную машину, сделал оттиски с награвированных на металлических досках нот. Ему по праву должно быть присвоено имя первого нотопечатника России. История нотопечатания и музыкально-издательского дела в России изучены мало.

Работа Г. К. Иванова «Нотоиздательское дело в России» (М., 1970) написана энтузиастом, постоянно трудившимся в области русской нотографии, хорошо знавшим многие сотни изданий и перебравшим кипы старинных нот. Этот краткий исторический очерк представляет большую ценность как оригинальное справочное издание.

В исследованиях Б. Вольмана «Русские печатные ноты XVIII века» (Л., 1957) и «Русские нотные издания XIX и начала XX века» (Л., 1970) попутно затрагиваются и вопросы художественно-полиграфического оформления нот. Автор приводит многочисленные фотоснимки титульных листов, создававшихся русскими и зарубежными художниками и граверами, образцы печатного нотного текста. Обе работы снабжены указателями имен.

До нашего времени музыка прошлого еще недостаточно изучена, несмотря на то, что XVII век в музыкальной культуре России отмечен множеством открытий. Это было время стремительного развития отечественной музыкальной эстетики и появления первых теоретических работ о музыкальном искусстве. Древнерусскую церковную монодическую (от греч. монодия – песнь одного) музыку, получившую название знаменного распева, происходящего от названия знаков («знамен»), при помощи которых эта музыка записывалась, постепенно вытесняло партесное пение (то есть пение по нотным партиям). Записывались партесные песнопения с помощью пятилинейной нотации. Правда, ноты были не круглыми, а квадратными (так называемое «киевское знамя»). В светском искусстве новый хоровой стиль развивался в жанре трехголосного канта (от лат. сantus – пение) что сближало творчество русских авторов с сочинениями мастеров европейского барокко.

В 1772 году Синодальной типографией издаются «нотолинейные» певческие книги с песнопениями знаменного и других распевов. Издание этого сборника имело огромное значение для последующего развития хоровой музыки, так как к нему обращаются в разное время М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и другие.

В работах выдающегося музыковеда, культуролога, доктора искусствоведения Нины Герасимовой-Персидской «Русская музыка XVII века – встреча двух эпох» (М., 1994) и «Музыка. Время. Пространство» (К., 2012) высвечиваются общекультурные, ментальные связи, которые протягиваются к старинной и очень далекой музыке от музыки современной и даже авангардной.

Уникальным изданием из серии «Памятники русского музыкального искусства. Вып. 7» представлено на выставке творчество одного из самых значительных композиторов XVII века Николая Дилецкого. Свои теоретические взгляды музыкант изложил в труде «Идеа грамматики мусикийской» (М, 1979) (смоленская редакция 1677 г., московские редакции 1679 и 1681 гг.). Это первый крупный трактат, в котором можно найти ответы на самые разные вопросы по эстетике музыки и нотной грамоте. С сочинениями композитора, в которых он стремился соединить древнерусскую и европейские традиции, знакомит нотный сборник Николая Дилецкого «Хоровые произведения» (К., 1981).

Официальное признание многоголосного пения в Русской православной церкви состоялось в 1668 году. На русской почве партесное многоголосие быстро обрело национально окрашенные черты. Дальнейшее развитие духовной музыки в XIX веке ознаменовалось движением к возрождению русских традиций церковного пения и освобождения его от западных влияний. Теоретические труды и практические шаги хоровых деятелей России привели к тому, что знаменный распев был возвращен в русскую духовную музыку. Песнопения, лежащие в основе богослужения в православном храме, составляют сокровищницу русской духовной культуры.

С образцами различных церковных распевов, признанных образцовыми для совершения богослужения знакомит «Обиход нотного пения употребительных церковных распевов. В 2-х ч.: Всенощное бдение; Божественная Литургия» (М., 2004).

Это репринтное воспроизведение издания 1892 года, которое впервые было напечатано в 1772 году вместе с другими основными церковно-певческими книгами. В нотный сборник «Обиход церковного пения: Чинопоследования Требника: Малое освящение воды» (М., 2007) вошли песнопения обычного напева, древних распевов в обработке известных композиторов.

Цель учебного пособия «Азбука Осмогласия: Стихиры: Вып. 1» (М., 2012) - показать «современный срез» московской традиции голосового пения. В него вошли не только исконно московские напевы, но и некоторые распевы других местных школ, которые в последние годы стали звучать в храмах столицы.

Церковное пение, прежде всего, - это молитва, выражение единства слова и напева. Самобытные корни русского церковного духа сохранили монастырские напевы.

К ярким духовным образцам, дошедшим до наших дней, относится «Осмогласник Свято-Успенской Святогорской Лавры» (Краматорск, 2006), который содержит в себе собрание песнопений на восемь голосов. Нотный материал всех сборников отредактирован для исполнения хорами как профессиональными, так и любительскими.

Выдающийся творец русского классического хорового концерта Дмитрий Бортнянский является единственным в XVIII веке композитором, чьи сочинения не были забыты после смерти автора. Слава Бортнянского как самого крупного мастера храмовой музыки сохраняется до наших дней.

Сочинения композитора для православной церкви на выставке представлены изданиями: Дмитрий Степанович Бортнянский «Неизвестные духовные концерты» (М., 2009) и «35 духовных концертов на 4 голоса. Т. 2» (М., 2003).

Подготовка и издание в наше время рукописных партитур концертов выдающихся мастеров прошлого Б. Бортнянского, А. Веделя, С. Дегтярева, А. Львова, А. Архангельскаго, хранящихся в крупнейших библиотеках, музеях и архивах позволяет обогатить как отечественную, так и мировую творческо-исполнительскую жизнь.

В наше время руководители многих детских хоровых коллективов стремятся включить в свой репертуар духовную музыку. Желание хормейстеров приобщить детей к высокому духовному искусству породило большое число переложений хоровых произведений со смешанного состава на детский. Обращение музыкантов и педагогов к экспозиции выставки и богатейшей коллекции нотных изданий отдела поможет разнообразить содержание учебного процесса и концертных программ.

Первая тема постоянно действующей выставки, посвященная хоровой духовной музыке, становлению и развитию которой способствовало изобретение нотопечатания на Руси, завершается материалами о возникновении вокальной лирики XVIII века, которая берет начало от традиции старинного канта, долгое время остававшегося основным видом вокального творчества. Не случайно Державин называет это время «веком песен». Материалы, опубликованные в журналах «Старинная музыка» (2000. - № 1; 2002.- № 2, № 3) в разделе «Из истории русской музыкальной культуры» рассказывают об издании в России первых песенников. Издатели «Песенников» выбирали чувствительные строфы по собственному вкусу и рекомендовали к ним подходящие «голоса». В анонимных песнях, созданных безвестными любителями музыки, заложены основы эмоционального содержания и мелодического богатства романсовой лирики последующего времени.

01.02.2017 | Просмотров: 328

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей