Современная методика преподавания сольфеджио
День информации
14 февраля в отделе искусств прошел день информации для преподавателей теоретических дисциплин в музыкальных школах ДНР. Своеобразным предисловием к занятиям стала презентация выставки «Нотные издания в контексте истории музыкальной культуры», посвященная 340-летию российского нотопечатания, а также знакомство с уникальным изданием – первым в истории учебником по элементарной теории музыки на русском языке, написанным в XVII веке видным украинским и российским композитором, музыкальным деятелем Николаем Дилецким «Идеа грамматики мусикийской» (М., 1979) (Памятники русского музыкального искусства. Вып. 7). Это первый крупный трактат, в котором можно найти ответы на самые разные вопросы по эстетике музыки и нотной грамоте.
За прошедшие века талантом и старанием ушедших поколений музыкантов создана качественная, признанная во все мире система отечественного музыкального образования. Но случилось так, что в наш прагматичный век остро стоит вопрос о выживаемости музыкально-теоретических дисциплин, которые должны доказывать свою многостороннюю эффективность. Авторы сборника «Как преподавать сольфеджио в XXI веке» (М., 2009) предлагают свое видение решения проблемы, как сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся.
В библиографический обзор литературы был включен целый ряд учебно-методических пособий, которые позволяют заинтересовать ребят процессом обучения, вовлечь их в мир фантазии и творчества.
Первым в России исследованием, посвященным проблемам начального музыкального обучения на основе творческой игровой деятельности учащихся является монография Т. Э. Тютюнниковой «Видеть музыку и танцевать стихи…» (М., 2003). Материалы, отвечающие требованиям новых образовательных стандартов, помогающие превратить каждый урок музыки в увлекательное занятие Т. Э. Тютюнникова включила в учебно-методические пособия «Под солнечным парусом» (СПб., 2008), «Доноткино» и «Потешные уроки» (СПб., 2011).
В отечественной педагогике большое место отводится воспитанию чувства ритма. Перекликаются с идеями музыкально-ритмического воспитания, изложенными в знаменитой работе Э. Жака-Далькроза «Ритм» (М., 2010), пособия по сольфеджио Ларисы Ефремовой «Учиться интересно» (СПб., 2006) и «Ритм: песни и игры» (СПб., 2011), Нины Бергер «Сначала – ритм» (СПб., 2004), Татьяны Воргалик «Метроритмический букварь» (СПб., 2008).
Известные теоретики музыки и педагоги-практики разрабатывают уроки-сценарии, уроки-сказки, направленные на то, чтобы сделать трудное интересным, а сложное доступным. В серии «Занимательное сольфеджио» вышли учебно-игровые пособия Л. Н. Лехиной «Путешествие в страну интервалов», «Аккордовые сказки» (М., 2010), «Ладовые сказки» (М., 2012). Много иллюстративного материала, стихов о музыке, рисунков-схем, помогающих учащимся освоить необходимую терминологию содержит учебник С. Королевой «Я слышу, знаю и пою» (СПб., 2011) и другие аналогичные пособия.
Представленные в обзоре издания заинтересовали педагогов. Многие из них планируют, записав библиографические данные нотных сборников, более подробно ознакомиться с предложенным материалом при индивидуальном посещении отдела.
15.02.2017 | Просмотров: 134