Солнце Италии, расточающее свои лучи миру
Книжная выставка
«Божественный маэстро» — так назвал великого итальянского композитора Г. Гейне, видевший в Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру». Среди итальянских композиторов XIX в. Россини занимает особое место. В отделе искусств, к 225-летию со дня рождения Джоаккино Антонио Россини, родившегося 29 февраля 1792 года, приурочена выставка печатных и электронных документов, которые заинтересуют как профессионалов, так и любителей музыкального искусства.
Джоаккино Россини открыл новый век в опере, став первым среди гигантов итальянской музыки – Доницетти, Беллини, Верди, Пуччини.
Литература о великом итальянском оперном композиторе Джоаккино Россини обширна. Она включает научные монографии и беллетризованные жизнеописания, популярные историко-аналитические очерки, мемуары и воспоминания. Большая часть россинианы – на итальянском языке. На русском языке посвященных Россини трудов сравнительно немного.
Одним из значительных изданий является книга, переведенная с итальянского, немецкого и французского языков, итальянского музыкального писателя Арнальдо Фраккаролли «Россини. Письма Россини. Воспоминания» (М., 1990). Это живо и популярно написанная обширная биография композитора, наполненная интересными подробностями и фактами, а также избранное собрание его писем, раскрывающих личность музыканта и воспоминания о нем.
В книге «Джоаккино Россини. Жизнь и творчество в материалах и документах» (М., 1973) Е. Ф. Бронфин рассматривает творчество композитора периодами, акцентируя внимание на стиле и мелодике, талантливо вплетая в свои рассуждения эпистолярий, добавляя тем самым глубины и пытаясь понять произведения более полно.
Для тех, кому интересно узнать о музыке Россини в контексте его времени, предлагаем монографию Е. Ф. Бронфина «Джоаккино Россини» (Ленинград, 1986). Автор повествует о художественных идеях итальянского композитора-классика, знакомит с его лучшими произведениями.
Книга Л. Синявера «Джоаккино Россини» (М., 1964) – это собрание впечатлений, переживаний творческих взлётов и падений Россини. Автор попытался передать в художественной форме все треволнения композитора.
Несомненно, эпистолярное наследие занимает не последнее место в исследованиях. Оно позволяет понять эстетическое воззрение и убеждения композитора. Е. Ф. Бронфин составил сборник «Джоаккино Россини. Избранные письма. Высказывания. Воспоминания» (Ленинград, 1968) из материалов подлинных высказываний Россини и записи из его мемуаров.
В оперном наследии западноевропейской классики работы Россини занимают значительное место. Музыковед А. Хохловкина в путеводителе «Севильский цирюльник» (М., 1958) рассказывает об этой опере композитора как о вершине в развитии итальянской комической оперы второй половины XVIII и начала XIX веков.
Вокалистов заинтересуют нотные издания Дж. Россини с ариями из известнейших опер, а также камерными вокальными сочинениями.
Узнать о современных постановках можно из журналов «Музыкальная жизнь», «Музыкальное обозрение».
Все желающие, обратившись к фонотеке отдела искусств, могут познакомиться с записями на грампластинках, CD и DVD дисках знаменитых опер композитора «Моисей в Египте», «Путешествие в Реймс», «Семирамида», «Граф Ори», «Итальянка в Алжире», «Севильский цирюльник», «Золушка», оперными увертюрами, ариями в исполнении известнейших вокалистов современности.
Выставка продлится до 15 марта.
01.03.2017 | Просмотров: 129