Культурологические изыскания по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
1 марта 2017 года в «Русском центре» Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской состоялся творческий семинар «Культурологические изыскания по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"», посвященный 185-летию публикации произведения.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» написана Александром Сергеевичем в 1831 году, и уже через год была опубликована. С тех пор она приобрела широкую известность, стала любимой у многих поколений, отрывки из этой сказки знают наизусть жители всего мира.
Во вступительном слове старший преподаватель Донецкого национального университета (ДонНУ) Г.Н. Погорелая рассказала о значении творчества Александра Сергеевича и о важности возрождения традиции чтения вслух поэтических произведений, столь популярной в светских салонах пушкинской поры. Галина Николаевна и студенты-культурологи: Диана Хлыстикова, Алина Швец, Екатерина Завзанова, Виктория Моисеенко, Юлия Публика и Дмитрий Пугачев представили на суд зрителей инсценированное чтение «Сказки о царе Салтане» с интересным нетрадиционным музыкальным сопровождением и элементами театрализации.
Старший преподаватель кафедры мировой и отечественной культуры ДонНУ И.С. Ревяков сделал анализ сказки для студентов университета и Донецкого колледжа культуры и искусств. Оказывается, произведение появилось совершенно случайно: в результате шуточного спора-состязания А.С. Пушкина с В.А. Жуковским.
«Эта сказка – прежде всего художественное произведение и ничего случайного в нем быть не может. Поскольку организующим принципом любого художественного произведения является то, что великий русский филолог, один из основоположников Донецкой филологической школы М.М. Гиршман называл целостностью, «понятием, которое не имеет предметной основы и направлено на интегральное определение полноты бытия как: 1) первоначального единства всех бытийных содержаний, 2) их саморазвивающегося обособления, 3) их глубинной неделимости», причем, неделимость эта так же троична, поскольку речь идет о глубинной неделимости «единого – множественного – единственного». По своей жанровой принадлежности эта сказка относится к волшебным сказкам, в которых повествуется о разного рода чудесах. Именно поэтому феномен чуда является основным архитектоническим принципом, положенным в основу этой сказки» – подчеркнул Иван Сергеевич. Он также отметил, что организация художественного мира «Сказки о царе Салтане» построена на принципе троичности, она присутствует как на формальном, так и на содержательном уровне. В индоевропейской мифологической символике число три символизировало «божественный Разум, духовный порядок, гармонию, совершенство, небо и нить как связь «нижнего и верхнего миров», и этой волшебной нитью в сказке оказывается именно принцип чуда, благодаря которому и существует удивительный волшебный мир пушкинских сказок.
Идею современности произведений Александра Пушкина подтвердил и просмотренный фрагмент документального фильма о периоде южной ссылки поэта. Завершилось мероприятие знакомством с книжно-иллюстративной выставкой из фондов библиотеки.
06.03.2017 | Просмотров: 270