Евгений Халдей - фотограф эпохи Сталина
Кинолекторий отдела краеведения
12 мая в кинозале библиотеки собрались почитатели творчества Евгения Ананьевича Халдея – фотохудожника с мировым именем. Встреча была приурочена к 20-летию выхода документального фильма о нашем земляке, военном фотокорреспонденте, который сотрудники отдела краеведения предложили посмотреть и обсудить. Премьера фильма состоялась в Париже и в Брюселле в мае 1997 года. Фильм был снят французскими журналистами, и знакомит зрителей с историями о том, как появлялись легендарные снимки, как жил и работал мастер.
Наш земляк больше известен как фотокорреспондент, снимавший войну: от объявления о нападении Германии на Советский Союз до взятия Берлина, Парада Победы на Красной площади и Нюрнбергского процесса. Эти кадры обошли весь мир. Но было много других, не менее интересных, до сих пор не публиковавшихся. Наверное, самые интересные кадры были сделаны Халдеем сразу после войны и в 1950-1960-е годы.
Евгений Халдей родился в 1916 г. в Юзовке (Донецк). В 1918 г. во время еврейского погрома убили его мать, а его самого, годовалого ребенка, ранили в грудь. Пуля застряла в легком, но малыша спасли. Интересный биографический факт о Евгении Халдее стал известен из воспоминаний его дочери (в фильм они не вошли). Оказывается, по паспорту его звали Ефимом, но друзья называли Женькой, все к этому привыкли и он стал Евгением.
Первый фотоаппарат он сделал из картонной коробки и окуляра от бабушкиных очков. Пластины проявлял под кроватью. В 1932 г. появляются первые фотографии Е. Халдея в местной прессе, а в 1936 г. его принимают на работу в «Фотохронику ТАСС» в Москве.
Он участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска и Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии и Венгрии, снимал в Харбине и Порт-Артуре. Все 1418 дней войны он прошел с камерой «Leika» от Мурманска до Берлина. Всему миру известны снимки «Первый день войны» и «Знамя над Рейхстагом», «Последние защитники Берлина» и «Освобожденные из гетто». Но чаще названия его работ более чем лаконичны: «Севастополь. 1944 г.», «Потсдам. 1946 г.».
Потом фотограф попал под волну «борьбы с космополитизмом». Был уволен из «Фотохроники ТАСС», долгое время не мог устроиться на работу ни в одно издание. В 1950 г. написал письмо в ЦК. На запрос Суслова в соответствующие органы: «Где можно использовать Евгения Халдея?», был дан ответ: «В качестве фотографа – нецелесообразно».
Он устроился работать в журнал «Клуб и художественная самодеятельность», снимал промышленность, спорт, артистов. Только в 1957 г. Халдей был принят в газету «Правда», где проработал до 1972 г., затем – в «Советской культуре».
В 1995 г. на международном фестивале фотожурналистики Халдею присудили одну из самых почетных наград в мире искусства – титул «Рыцарь ордена искусств и литературы». В 1997 г. американское издательство «Aperture» выпустило книгу «Свидетель истории. Фотографии Евгения Халдея». Вскоре к нему началось буквально паломничество киногрупп со всех концов света. Он легко объяснялся со всеми на идиш, и все его понимали.
Фотоальбомы Евгения Халдея изданы в России, Германии, США, Австрии. Фотовыставки с успехом прошли в Италии, Бельгии, Франции, Австрии, Израиле.
На похороны Евгения приехали из США классик военной фотографии Самарий Гурарий и фотограф Калман Каспиев. Последний «надел на наши головы кипы и, в наступившей внезапно тишине, прочел «кадиш».
Но не только о биографии мастера говорили во время кинопросмотра наши читатели. Задавались вопросы о дате выхода в свет документального кинофильма, обсуждались курьезные моменты, связанные с его работой над снимками. Вспоминалось и тяжелое время Великой Отечественной войны.
Вечер прошел в теплой атмосфере. После кинопросмотра читатели и гости библиотеки смогли познакомиться также с выставкой документов о Евгении Ананьевиче Халдее, хранящихся в фондах отдела краеведения.
17.05.2017 | Просмотров: 228