Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Нотные издания в контексте истории музыкальной культуры. Музыкальное издательство П. И. Юргенсона

(к 340-летию российского нотопечатания)
Постоянно действующая выставка

С 15 июля отдел искусств представляет обновленную постоянно действующую выставку, посвященную нотоиздательскому делу в дореволюционной России, тесно связанному с развитием нотопечатания и деятельностью фирмы П. И. Юргенсона.

Для музыканта-исполнителя ноты – основной источник общения с творчеством композитора. Для историка же существенно не только содержание нотных изданий, но и их происхождение, выяснение связи композитора с музыкальным издателем, в свою очередь выявляющим потребности большинства нуждающихся в нотной продукции лиц.

Прошлое нотоиздательского дела в России исследовано мало. Оригинальное справочное издание Г. К. Иванова «Нотоиздательское дело в России» (Москва, 1970) – это первая попытка исторического обозрения сведений о многочисленных нотоиздательских фирмах и музыкальных магазинах, занимавшихся время от времени изданием нот.

Спецификой нотоиздательского дела долгое время были относительно узкий круг названий и небольшие тиражи. В XVIII веке и почти до конца XIX издатели сменяли один другого с необычайной быстротой, одна фирма вливалась в другую, одно издание переходило от фирмы к фирме.

Потребителями издававшихся нот были главным образом русские любители музыки, издателями же, как правило, – иностранцы, преследовавшие чисто коммерческие цели. Лишь с середины XIX века с ними начинают конкурировать первые русские музыкальные издатели – Л. Снегирев, Б. Деноткин и Ф. Стелловский. В их изданиях все чаще начинают фигурировать имена русских композиторов – Глинки, Даргомыжского и других. Открытие консерваторий в Петербурге и Москве, музыкальных училищ Русского музыкального общества в провинции способствовало расширению объема нотной продукции и росту количества ее потребителей. Значение русской музыки к концу столетия настолько возрастает, что ее достижения приобретают большой вес за границей. Произведения русских композиторов получают признание в мировом масштабе, а вместе с этим русские печатные ноты приобретают вес в международной музыкальной торговле.

В работе Б. Вольмана «Русские нотные издания XIX – начала XX века» (Ленинград, 1970) повествуется о нотной продукции, печатающейся в этот период в нотах, журналах, музыкальных альбомах, литературных альманахах, а также о наиболее видных нотоиздателях, деятельность которых протекала в тесном общении с композиторами и оказывала влияние на развитие музыкальной культуры в России.

Мы знаем, какое значение имели нотоиздатели в жизни и творческой биографии композиторов – Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, знаем хотя бы по их интереснейшей переписке со своими издателями.

Фирма Петра Ивановича Юргенсона в свое время была признана одной из лучших в мире. Под маркой этой фирмы вышли в отличном общедоступном издании оперы великого Глинки, полное собрание сочинений Шумана, Шопена, Мендельсона, всей тетралогии Вагнера и его опер.

Юргенсон был первым и единственным издателем всех сочинений П. И. Чайковского. Выставка знакомит с уникальным раритетным изданием: П. И. Чайковский «Переписка с П. И. Юргенсоном» Т. 1 (1877–1883) (Москва, 1938); Т. 2 (1884–1893) (Москва; Ленинград, 1952).

Их переписка продолжалась свыше 20 лет. Сам Чайковский характеризовал ее как переписку деловую и интимную. Однако внимательный читатель найдет в ней большой круг вопросов, выходящий за узкие рамки обмена деловыми бумагами или сугубо личными сведениями. Письма композитора несут на себе печать его большого и глубокого ума, блестяще литературно изложены и рисуют необыкновенно обаятельный образ Чайковского как человека.

Среди обширных связей композитора Милия Балакирева с различными музыкально-издательскими фирмами наиболее длительными были его отношения с музыкальным издательством «П. Юргенсон в Москве», продолжавшиеся около 40 лет (1869–1909).

В противоположность Чайковскому, для которого Юргенсон был не только издателем, но в какой-то мере другом и доверенным лицом, Балакирев имел с Юргенсоном исключительно деловые отношения. Композитор принимал активное участие в издательской деятельности Юргенсона, придавая при этом большое значение полиграфическому оформлению. Внешний вид издания, оформление титульного листа, качество шрифтов и краски, качество работы граверов, корректура, а также реклама – все это живо интересовало Балакирева и об этом можно узнать из его писем, опубликованных в книге М. А. Балакирева «Переписка с нотоиздательством П. Юргенсона» (Москва, 1958).

В качестве образца дореволюционного издания этой фирмы на выставке представлен клавир оперы Тома «Миньона».

В 1918 году фирма была национализирована и несколько раз переименована, превратившись в Музгиз (1930), а позднее (1964) – в «Музыку».

В 2004 году музыкальное издательство «П. Юргенсон» возродилось. Среди основателей нового издательства – правнук знаменитого издателя Б. П. Юргенсон. Приоритетные цели и задачи воссозданного издательства остаются «фирменными» – это пропаганда русской музыки, публикация признанных шедевров и выпуск практически неизвестных, подчас незаслуженно забытых сочинений. Так, наряду с творениями М. Глинки, П. Чайковского, А. Аренского, М. Балакирева, Ц. Кюи, Г. Гинзбурга, В. Полторацкого, Н. Макаровой на выставке представлены красочные книги-альбомы П. Чайковский «Щелкунчик» (Москва, 2007) и П. Чайковский «Спящая красавица», Д. Шостакович «Золотой век» (Москва, 2008) из серии «Балеты Большого театра», а также юбилейный альбом «Виртуозы Москвы XXX» (Москва, 2009) и воспоминания, письма, статьи «Пока память жива. Людмила Шапошникова» (Москва, 2005) о чудесной актрисе Театра им. Моссовета.

Нотные издания последних лет для разных инструментов, с которыми знакомит выставка, помогут музыкантам накануне нового учебного года и концертного сезона обновить репертуар и ближе познакомиться с уникальным фондом отдела искусств.

17.07.2017 | Просмотров: 286

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей