Нотные издания в контексте истории музыкальной культуры. Музыкальное издательство П. И. Юргенсона
(к 340-летию российского нотопечатания)
Постоянно действующая выставка
С 15 июля отдел искусств представляет обновленную постоянно действующую выставку, посвященную нотоиздательскому делу в дореволюционной России, тесно связанному с развитием нотопечатания и деятельностью фирмы П. И. Юргенсона.
Для музыканта-исполнителя ноты – основной источник общения с творчеством композитора. Для историка же существенно не только содержание нотных изданий, но и их происхождение, выяснение связи композитора с музыкальным издателем, в свою очередь выявляющим потребности большинства нуждающихся в нотной продукции лиц.
Прошлое нотоиздательского дела в России исследовано мало. Оригинальное справочное издание Г. К. Иванова «Нотоиздательское дело в России» (Москва, 1970) – это первая попытка исторического обозрения сведений о многочисленных нотоиздательских фирмах и музыкальных магазинах, занимавшихся время от времени изданием нот.
Спецификой нотоиздательского дела долгое время были относительно узкий круг названий и небольшие тиражи. В XVIII веке и почти до конца XIX издатели сменяли один другого с необычайной быстротой, одна фирма вливалась в другую, одно издание переходило от фирмы к фирме.
Потребителями издававшихся нот были главным образом русские любители музыки, издателями же, как правило, – иностранцы, преследовавшие чисто коммерческие цели. Лишь с середины XIX века с ними начинают конкурировать первые русские музыкальные издатели – Л. Снегирев, Б. Деноткин и Ф. Стелловский. В их изданиях все чаще начинают фигурировать имена русских композиторов – Глинки, Даргомыжского и других. Открытие консерваторий в Петербурге и Москве, музыкальных училищ Русского музыкального общества в провинции способствовало расширению объема нотной продукции и росту количества ее потребителей. Значение русской музыки к концу столетия настолько возрастает, что ее достижения приобретают большой вес за границей. Произведения русских композиторов получают признание в мировом масштабе, а вместе с этим русские печатные ноты приобретают вес в международной музыкальной торговле.
В работе Б. Вольмана «Русские нотные издания XIX – начала XX века» (Ленинград, 1970) повествуется о нотной продукции, печатающейся в этот период в нотах, журналах, музыкальных альбомах, литературных альманахах, а также о наиболее видных нотоиздателях, деятельность которых протекала в тесном общении с композиторами и оказывала влияние на развитие музыкальной культуры в России.
Мы знаем, какое значение имели нотоиздатели в жизни и творческой биографии композиторов – Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, знаем хотя бы по их интереснейшей переписке со своими издателями.
Фирма Петра Ивановича Юргенсона в свое время была признана одной из лучших в мире. Под маркой этой фирмы вышли в отличном общедоступном издании оперы великого Глинки, полное собрание сочинений Шумана, Шопена, Мендельсона, всей тетралогии Вагнера и его опер.
Юргенсон был первым и единственным издателем всех сочинений П. И. Чайковского. Выставка знакомит с уникальным раритетным изданием: П. И. Чайковский «Переписка с П. И. Юргенсоном» Т. 1 (1877–1883) (Москва, 1938); Т. 2 (1884–1893) (Москва; Ленинград, 1952).
Их переписка продолжалась свыше 20 лет. Сам Чайковский характеризовал ее как переписку деловую и интимную. Однако внимательный читатель найдет в ней большой круг вопросов, выходящий за узкие рамки обмена деловыми бумагами или сугубо личными сведениями. Письма композитора несут на себе печать его большого и глубокого ума, блестяще литературно изложены и рисуют необыкновенно обаятельный образ Чайковского как человека.
Среди обширных связей композитора Милия Балакирева с различными музыкально-издательскими фирмами наиболее длительными были его отношения с музыкальным издательством «П. Юргенсон в Москве», продолжавшиеся около 40 лет (1869–1909).
В противоположность Чайковскому, для которого Юргенсон был не только издателем, но в какой-то мере другом и доверенным лицом, Балакирев имел с Юргенсоном исключительно деловые отношения. Композитор принимал активное участие в издательской деятельности Юргенсона, придавая при этом большое значение полиграфическому оформлению. Внешний вид издания, оформление титульного листа, качество шрифтов и краски, качество работы граверов, корректура, а также реклама – все это живо интересовало Балакирева и об этом можно узнать из его писем, опубликованных в книге М. А. Балакирева «Переписка с нотоиздательством П. Юргенсона» (Москва, 1958).
В качестве образца дореволюционного издания этой фирмы на выставке представлен клавир оперы Тома «Миньона».
В 1918 году фирма была национализирована и несколько раз переименована, превратившись в Музгиз (1930), а позднее (1964) – в «Музыку».
В 2004 году музыкальное издательство «П. Юргенсон» возродилось. Среди основателей нового издательства – правнук знаменитого издателя Б. П. Юргенсон. Приоритетные цели и задачи воссозданного издательства остаются «фирменными» – это пропаганда русской музыки, публикация признанных шедевров и выпуск практически неизвестных, подчас незаслуженно забытых сочинений. Так, наряду с творениями М. Глинки, П. Чайковского, А. Аренского, М. Балакирева, Ц. Кюи, Г. Гинзбурга, В. Полторацкого, Н. Макаровой на выставке представлены красочные книги-альбомы П. Чайковский «Щелкунчик» (Москва, 2007) и П. Чайковский «Спящая красавица», Д. Шостакович «Золотой век» (Москва, 2008) из серии «Балеты Большого театра», а также юбилейный альбом «Виртуозы Москвы XXX» (Москва, 2009) и воспоминания, письма, статьи «Пока память жива. Людмила Шапошникова» (Москва, 2005) о чудесной актрисе Театра им. Моссовета.
Нотные издания последних лет для разных инструментов, с которыми знакомит выставка, помогут музыкантам накануне нового учебного года и концертного сезона обновить репертуар и ближе познакомиться с уникальным фондом отдела искусств.
17.07.2017 | Просмотров: 286