Фильм Андрея Кончаловского «Рай»: ко Дню освобождения Донбасса
Кинолекторий отдела искусств
5 сентября в кинозале библиотеки состоялось второе занятие кинолектория, посвященное творчеству народного артиста РСФСР Андрея Сергеевича Кончаловского. Разговор о творчестве советского и российского режиссера, сценариста, писателя, общественного деятеля продолжился.
Любители советского кино, собравшиеся в кинозале, посмотрели выставку изданий из фонда библиотеки, составленную из двух разделов. Открывали выставку книги Андрея Кончаловского, киносценарии, публикации статей, интервью мастера, а также издания, посвященные творчеству актеров, снимавшихся у Кончаловского. На передний план в этот раз выступила личность актрисы театра и кино, телеведущей, жены и музы мастера Юлии Высоцкой, поскольку она предстала главной героиней фильма Кончаловского «Рай» и «совершила подвиг» на экране, честно прожив жизнь и смерть узницы концлагеря.
Зрители отметили одну из важнейших составляющих творчества Кончаловского – стремление к документальности, к правде жизни. Этот фундамент его творческой мастерской сформирован и явлен в фильмах Кончаловского «История Аси Клячиной», «Курочка Ряба», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Зрители вспомнили, что даже в чеховский материал фильма «Дядя Ваня» Кончаловский поместил документальные свидетельства дореволюционной России. Фильм «Рай» снят мастером также в документально-художественном ключе как фильм-свидетельство, фильм-документ преступлений фашизма против человечности.
Второй раздел выставки изданий обратил зрителей к «незаживающей» и актуальной, особенно накануне Дня освобождения Донбасса, теме преступлений немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. С болью звучал рассказ ведущей кинолектория об организации фашистами осенью 1941 года в Сталино концентрационного лагеря, в котором было замучено и уничтожено более двадцати тысяч советских военнопленных и мирных жителей города. Ведущая представила издание донецкого поэта, писателя Лианы Мусатовой «ДУЛАГ – 162» (Донецк, 2013). Автор книги вместе со своими помощниками-школьниками провела напряженную поисковую работу, записала и литературно обработала горькие свидетельства жителей города. Благодаря Лиане Мусатовой в Донбассе узнали многие и многие имена жертв фашизма.
Ведущая обратилась к теме узников фашистских концлагерей в советском киноискусстве. Вместе со зрителями были «подняты на поверку» выдающиеся фильмы «Судьба человека» и «Альпийская баллада» по одноименным произведениям классиков советской литературы Михаила Шолохова и Василя Быкова; фильм Сергея Колосова «Помни имя свое»; фильм «Моабитская тетрадь», посвященный подвигу Героя Советского Союза татарского поэта Муссы Джалиля. Зрителей потрясла схожесть судеб Мусы Джалиля, казненного в берлинской тюрьме и советского украинского писателя Якова Кочуры, замученного фашистами в донецком концлагере.
Просмотр фильма Андрея Кончаловского «Рай» проходил напряженно. Зрители близко к сердцу приняли трагические события, показанные в картине. Лишь самые стойкие из них остались на обсуждение. Люди, прежде всего, отметили честность, правдивость фильма Кончаловского. Так не сыграешь. Это надо прожить, прокричать, проплакать. Героиня Юлии Высоцкой в фильме «Рай» – стриженая наголо, измученная, некрасивая, изможденная – наводила каждую женщину в зале на мысль: «Как можно выдержать ад фашистского концентрационного лагеря и остаться человеком?». Подвиг этой русской женщины – пойти в газовую камеру, уступив свое место на свободе и, тем самым, спасти детские жизни.
По мнению донецкого зрителя, как ни тяжело, но мы должны смотреть такие фмльмы-свидетельства, чтобы помнить, как «фашистская машина» методично уничтожала людей, чтобы знать, что может случиться с каждым из нас, если мы уступим, промолчим, отойдем в сторонку, перестанем бороться с самым страшным злом на Земле.
07.09.2017 | Просмотров: 265