«И самое обидное, что я ведь знаю, как меня будут любить через 100 лет»
(М. Цветаева)
Книжная выставка
7 октября в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки откроется книжная выставка «И самое обидное, что я ведь знаю, как меня будут любить через 100 лет», посвящённая 125 – летию со дня рождения русской поэтессы Марины Цветаевой.
Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Все в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению избранного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не изменяют уже до самого конца.
Такой была и судьба Марины Цветаевой, яркого и замечательного поэта первой половины ХХ века.
Марина Цветаева оставила замечательное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко – литературную прозу, в том числе эссе и философско – критические этюды.
В двухтомное издание «Сочинений» Марины Цветаевой (М., 2008) включены избранные стихотворения, поэмы, драмы, автобиографическая проза, очерки и воспоминания, дневниковые записи, избранные письма.
Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по- русски, но и по-французски, и по-немецки), печататься – с шестнадцати, а два года спустя, в 1910 году, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила довольно объёмистый сборник «Вечерний альбом», изданный в количестве всего 500 экземпляров. Его заметили и одобрили влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилёв, М. Волошин.
Стихи юной Цветаевой были незрелы, но подкупали талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью.
Произведения, вошедшие в книгу Марины Цветаевой «Любви старинные туманы» (М.,1994) написаны автором в России, до отъезда в эмиграцию:
«Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной …»
В 1922 году Цветаева покинула Россию, страну, где её читали, но не печатали. Дальше – 17 лет эмиграции, где печатали, но не читали.
В книге Кудровой И. В. «После России. Марина Цветаева: годы чужбины» (М., 1997) речь идёт о жизни в эмиграции, на чужбине, о времени, вместившим и драматические личные коллизии, и сложные отношения с русской эмиграцией, и яркий расцвет литературного дарования.
В 1939 году она вернулась на родину, но не стала там «желанным и жданным гостем», как мечтала.
Два года мытарств, самоубийство в Елабуге! А затем несколько десятилетий её не печатают…
Марина Цветаева считала: «Главное в жизни писателя – писать. Не успех, а успеть». Сама успела немало – стихи, поэмы, пьесы, проза, переводы, критические статьи…
Ещё в юности Цветаева написала: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд!»
Книга Виктории Швейцер «Марина Цветаева» (М., 2003) – исследование, написанное на основе многолетней работы в архивах, встреч со знавшими Цветаеву людьми, серьёзного и плодотворного анализа её творчества. Автор повествует о своей героине с мудрой любовью понимания, приближая читателя к неповторимому миру этой высокой и одинокой души.
Быть современником – творить свое время, а не отражать его – в этом Марина Цветаева видела главную цель своих произведений.
С самых первых дней и до конца она шла со временем в ногу, но не только как собеседник, а как сторонний наблюдатель, мыслящей, думающей, творящей, и оттого точно смогла запечатлеть на бумаге происходящие события.
Сегодня наследие Марины Цветаевой - и поэтическое, и прозаическое – возвращено читателям в полной мере.
Книжная выставка продлится до 17 октября.
06.10.2017 | Просмотров: 160