Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в условиях ГОС
День информации
13 ноября в «Русском центре» Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой был проведён День информации для учителей русского языка и литературы (слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования) на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в условиях Государственного образовательного стандарта».
Урок – это своего рода искусство, поскольку бывают уроки более интересные, чем спектакль в театре – напряжённые, красивые, драматически выстроенные.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, – как писал В. А. Сухомлинский, – мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
Урок – не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности.
Материал, представленный в сборнике «Секреты урока» (Минск, 2007), раскрывает теоретические аспекты, лежащие в основе преподавания; микроструктуру и типологию урока, содержание его типов, формы и методы организации познавательной деятельности учащихся.
Можно ли научить современного школьника слышать и понимать слово? Как заинтересовать учеников уроками русского языка и литературы? Как привить любовь к родному языку? Поиск ответа на эти вопросы – постоянная забота учителя.
На эти и другие вопросы в процессе занятия педагоги имели возможность получить ответы, просматривая книги по методике преподавания русского языка и литературы, проведению открытого урока, а также статьи из журналов «Русская словесность», «Русский язык в школе», «Вопросы языкознания», «Вопросы литературы» и др.
Сборник Л. И. Пучковой «Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык. 5 класс» (М., 2015) поможет учителю организовать систематический текущий (тематический) и итоговый (в конце года) контроль знаний и умений по русскому языку, а также повысить эффективность проведения уроков посредством использования на учебных занятиях элементов тестирования.
У методистов и педагогов нет единого мнения о том, каким должно быть содержание уроков.
Уроки литературы занимают ключевую позицию в воспитании гармонически развитой личности, подобные качества ребёнок может и должен применять и на других предметах в рамках учебной деятельности. Под влиянием изучения литературы учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, географии, информатике.
Методическое пособие И. Д. Агеевой «Литературные забавы на уроках и праздниках» (М., 2006), а также книга «Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе» (М., 2006) окажут неоценимую помощь учащимся в познании отечественной и зарубежной литературы. Каждый сможет проявить себя и вряд ли кто-то останется безучастным и скучающим. Весёлые познавательные игры, КВН, конкурсы оживят урок литературы, а книги будут отличным помощником всем педагогам, желающим творчески и увлекательно построить свою классную и внеклассную работу.
Вечный вопрос учителя: «Как достучаться до души, чувств учеников, как заставить их сопереживать героям литературных произведений, как вернуть их из виртуального мира компьютера в мир собственной безграничной фантазии?»
Книга Ю.В. Долбиловой « Нетрадиционные и игровые уроки по литературе» (Ростов н/Д., 2010) является практическим пособием для учителей, помогающим разнообразить уроки литературы в современной общеобразовательной школе и сделать их более интересными и занимательными. В книге содержатся основные приёмы и методы изучения литературы, отдельные задания в игровой форме, а также конкретные методические рекомендации и комментарии для учителей.
Педагоги с интересом знакомились с методическими материалами для самообразования и организации методической работы в школе по проблеме освоения новых требований к уроку.
Именно учитель-словесник приобщает учащихся к гуманистическим ценностям культуры, воспитывает культуру чтения и понимания художественной литературы, проясняет в сознании школьников нравственные идеалы родной литературы, в которой запечатлён духовный опыт нашего народа.
13.11.2017 | Просмотров: 197