Урок истории в рамках новых Государственных образовательных стандартов
День информации
4 декабря в «Русском центре» Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой был проведён День информации на тему «Урок истории в рамках новых Государственных образовательных стандартов» для историков общеобразовательных школ (слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования).
Поиск новых форм и приёмов оценки и контроля знаний обучающихся на уроках истории – явление не только закономерное, но и необходимое, так как и учитель, и ученик должны работать вместе, чтобы использовать все возможности развития личности.
Своя история есть у каждого человека, но можно говорить и об истории народа, страны и даже целой Вселенной.
Книга Г. Киндера, В. Хильгемана «Всемирная история» (М., 2003) является справочным пособием, в котором удачно сочетаются карты и хронологическое изложение исторических событий. Такой подход позволяет быстро получить основательную информацию об исторических событиях. Это справочник с высокой информационной ёмкостью, ценными дополнительными средствами для изучения всемирной истории.
Сегодня практически любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя.
Современная школьная энциклопедия А.В. Голубева и др. «Российская история» (М., 2007) посвящена истории России с древнейших времён до начала ХХI века. Рассматриваются подробно все важнейшие события и даты отечественной истории. Текст содержит дополнительный материал: примеры и пояснения, интересные факты, биографии исторических деятелей, цитаты из источников.
Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных форм преподнесения материала.
Так, книги К.А. Соловьева, Б.Н. Серова «Универсальные поурочные разработки по истории России: конец ХVI–ХVIII век» (М., 2012) и «Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца ХVI века» (М., 2009) содержат все необходимые педагогу материалы для проведения полноценных уроков: методические советы и рекомендации, комментарии, дополнительную информацию, тестовые задания и проверочные работы.
Предлагаются как разнообразные традиционные формы организации занятий: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с учащимися, самостоятельная работа с учебником и картами, так и нетрадиционные: дискуссии, написание коллективных эссе на исторические темы.
Наряду с методическими рекомендациями по организации уроков и сценариями уроков в сборники включены материалы, которые должны максимально облегчить подготовку урока учителем.
Нет необходимости доказывать, что история страны является частью общественного сознания народа. Она выстраивает не только многовековой путь Отечества, но и даёт оценку его настоящему, определяя тем самым его ближайшие и долговременные перспективы.
Педагогам-историкам была предоставлена возможность ознакомиться с книгами по методике преподавания и изучения истории и обществознания в школе, рабочими программами и поурочными разработками, просмотром литературы, посвящённом 100-летию Октябрьской революции, а также просмотреть журналы «Вопросы истории», «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», «Методист», «Ровесник» и др.
Большой интерес был проявлен к книгам Николая Старикова, автору ряда книг по новой и новейшей истории, экономике, а также геополитике («Украина: хаос и революция» (СПб, 2014), «Россия. Крым. История» (СПб, 2015)), а также его серии книг под названием «Николай Стариков рекомендует прочитать».
Сам Стариков о своих работах говорит так: «В своих книгах стараюсь логично и доходчиво объяснить, что и почему происходит в нашей стране. Что на самом деле стоит за красивыми словами и историческими штампами».
Готовясь к уроку, учитель должен учитывать качество усвоения учащимися предыдущего материала, уровень сформированности у учеников знаний, умений и навыков, наличие учебных пособий и многие другие факторы.
Развитие исторического мышления, мыслительной деятельности вообще – одна из главных задач учителя.
04.12.2017 | Просмотров: 202