Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Славянская обувь как неотъемлемый элемент народного костюма

Встреча в клубе по изучению народных традиций им. И. Яхно

3 декабря состоялась очередная воскресная встреча в клубе по изучению народных традиций им. И. Яхно, работающем при отделе искусств. В продолжение изучения русского народного костюма, тема занятия была посвящена древнерусской славянской обуви как элементу русской одежды. Кроме защиты ног от механических повреждений и климатических условий, она выполняла опознавательную функцию этнического происхождения.

Сотрудник отдела искусств Елена Груздева на основе литературы из фонда библиотеки подготовила и провела информационную беседу с элементами мультимедийной презентации, которая красочно и наглядно дополняла рассказ библиотекаря.

Мастера и гости клуба узнали, что привычные формы и приемы изготовления обуви передавались из поколения в поколение, отражая историю народа, его культуру и особенности. Самой распространенной обувью славян были лапти. Для небогатых горожан и крестьян они были единственной доступной обувью, которая стоила недорого. Хороший мастер мог за день сплести две пары. Носили лапти недолго, летом их хватало на 4 дня, а зимой на 10 дней. «В дорогу идти – пять пар сплести», – говорили в старину. Для прочности и утепления внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной веревкой. Держались лапти на оборах – кожаных узких ремешках или веревках из конопляного волокна.

С лаптями носили обертки, которые укреплялись на ногах с помощью обор (привязок).

Обертки имели различные названия – «онучи», «портянки», «наголенники», «калоши», «обмотки», «подвертки», «завои», «наберцы».

В праздник крестьянские модницы надевали по шесть пар вязаных шерстяных чулок, собирая их на ноге складками – «гармоникой». Толщина являлась не только признаком красоты, но и зажиточности.

Лапти всегда были обувью преимущественно деревенской, в городах же предпочитали кожаную (на деревянных мостовых древнерусских городов лапти снашивались особенно быстро). Более того, лапти порою оказывались признаком слабого племени, не способного себя защитить.

Мастера кожевники, «усмари» Древней Руси украшали обувь, расшивали ее цветными нитками, делали прорези и проплетали в них ремешки, создавали оригинальные рисунки и богатый узор, украшались вышивкой.

Если кожаная обувь сама по себе считалась признаком зажиточности, то владение сапогами было престижным.

Рукодельница Нина Семновна Савончук отметила, что вся обувь кроилась одинаково на правую и на левую ногу. О небрежно сделанной работе говорили: «Два сапога пара, и оба на левую ногу». А в те времена сапоги шились одинаковыми и приобретали нужную форму лишь во время носки».

Галина Алексеевна Кожарина, мастерица, руководитель клуба, поведала о том, что у большинства крестьян сапоги были лишь праздничной обувью, их тщательно берегли и передавали по наследству.

Постоянная участница клуба, вышивальщица Ирина Львовна Теплицкая рассказала, что в годы Великой Отечественной войны, в тяжелое для страны время гражданам приходилось носить самодельную обувь, в том числе и лапти.

Во время беседы мастерицы с интересом рассматривали книги, рассказывающие о народных традициях, альбомы по декоративно-прикладному искусству, журналы.

В монографии Ф. М. Парамона «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества» (Москва, 1994) исследованы особенности русского народного костюма, его эстетическое значение, национальный колорит, оригинальный орнамент.

Иллюстрированная энциклопедия «Русский традиционный костюм» (Санкт-Петербург, 1999) включает основные типы русской народной одежды с ее детальным описанием, манерой ношения, орнаментацией и покроем.

Альбом И. Я. Богославской «Русская народная вышивка» (Москва, 1972) рассматривает древнейшие мотивы и многочисленные сюжетные композиции вышивки, ее символический орнамент и цветовое решение.

Разговор об особенностях русской народной обуви, по желанию рукодельниц, будет продолжен на следующих занятиях клуба.

05.12.2017 | Просмотров: 210

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей