Педагогические технологии образовательной деятельности обучающихся в условиях инклюзии
День информации
23 января в «Русском центре» библиотеки для учителей общеобразовательных организаций, осуществляющих инклюзивное (в т. ч. индивидуальное) обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования), главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой был проведён День информации на тему «Педагогические технологии образовательной деятельности обучающихся в условиях инклюзии».
Внедрение инклюзивных форм образования с каждым годом обретает всё большую значимость.
Инклюзивное образование представляет собой такую форму обучения и воспитания, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющие особые образовательные потребности и возможности, нуждаются в необходимой педагогической поддержке.
Сборник «Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования» (М., 2012) включает российские и западные работы, посвящённые различным аспектам исследования процесса инклюзивного образования – готовность педагогического коллектива к инклюзии, адаптация образовательных программ, изучение социальных факторов, влияющих на включение детей с ограниченными возможностями здоровья, детальный анализ процесса включения и др.
Общеобразовательные школы стали посещать дети с ОВЗ, которые нуждаются в логопедическом сопровождении, среди них не только дети с речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи разных уровней, заикание, нарушение письменной речи), но и с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич) и другими нарушениями.
В книге И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (М., 2001) представлены клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, методы обследования их развития, система лечебно-восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях. Особое внимание уделено технологиям специального образования детей с церебральным параличом.
Деятельность учителя, реализующего инклюзивную практику, направлена на создание оптимальных условий для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе. Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности ставит и решает особые профессиональные задачи, в чем-то очень похожие на привычные, а в чем-то – совершенно новые.
В книге Е. А. Екжановой «Основы интегрированного обучения» (М., 2008) рассмотрены теоретические и практические аспекты социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.
Организация совместного обучения очень разных детей требует от учителя перестройки методов и тактики. Совместное обучение – это сложная проблема, поэтому при её решении нужно опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки.
В настоящее время возросло количество детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
В книге В. Е. Бейсовой «Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе» (Ростов н/Д., 2008) представлены корекционно-развивающие программы, документы, специальная информация, необходимая для работы специалистов с детьми, нуждающимися в особом педагогическом внимании.
Педагогам общеобразовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование, была предоставлена возможность также познакомиться с периодическими изданиями по теме. В частности, с интересом слушатели знакомились со статьями, которые были напечатаны в журналах «Методист», «Воспитание школьников», «Коррекционная педагогика», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Здоровье детей», «Стандарты и мониторинг в образовании» и др.
В статье И. Ю. Левченко, А. А. Гусейновой «К проблеме стандартизации специальных условий образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» («Стандарты и мониторинг в образовании». – 2016. – 4. – С. 45–49) рассмотрены вопросы организации специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Показано, что включение в образовательную организацию ребёнка с нарушениями в развитии может быть эффективным только при наличии кадровых, материально-технических, учебно-методических и других условий.
Происходящие изменения в области образования никого не оставляют равнодушными.
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Информационный материал, подготовленный для учителей, поможет разобраться в ценностях и установках, лежащих в основе деятельности современного учителя, организовать процесс инклюзивного обучения в школе и классе, определить цели и задачи учительской деятельности, познакомиться с технологиями, позволяющими реализовать задачи инклюзивного образования на практике.
23.01.2018 | Просмотров: 195