Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ГОС
День информации
16 февраля в «Русском центре» библиотеки для учителей русского языка и литературы (слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования) главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой был проведён День информации на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ГОС».
Государственный образовательный стандарт нацеливает школу не столько на то, чтобы дать ребёнку большой багаж знаний, сколько на обеспечение его общекультурного, личностного и познавательного развития, на формирование у школьников умения учиться. В этой ситуации наиболее важным аспектом является демонстрация педагогами наиболее эффективных методик и технологий, направленных на реализацию новых требований ГОС к результатам обучения школьников.
Книга Е. А. Беловой «Русский язык. Орфографический тренинг. 7-9 классы. ФГОС» (М., 2016) полностью соответствует государственному образовательному стандарту. Издание предлагает комплексное повторение орфографии, обращение к орфографическим трудностям, грамматическим и пунктуационным темам, теории языка в том объёме, который необходим не только для подготовки к сдаче ЕГЭ, но и для развития навыка грамотной устной и письменной речи. Расширенный материал лексических разминок призван обогатить словарный запас учащихся.
Язык – это средство общения между людьми, когда один человек понимает другого, когда каждый хочет быть понятым, т. е. через язык выразить часть своего «я», мысль, настроение, состояние, отношение к чему-либо. Таким образом, содержанием школьного предмета «русский язык» должно быть развитие в ребёнке способности так владеть словом, чтобы слова всегда складывались в нужный смысл, чтобы он мог сказать именно то, что хотел, донести до другого часть своего «я».
В сборнике И.В. Тандит «Художественные тексты для чтения, обсуждения и работы по русскому языку» (М., 2007) собраны тексты, которые использовались в течение 50 лет на уроках словесности. Отобраны именно те стихи, отрывки из произведений, «малые» формы прозы, которые вызывают интерес у детей и подростков всех поколений.
Русский язык – один из самых сложных предметов, требующий от ученика большого труда и часто являющийся источником неудач и огорчений. Даже те дети, которые хорошо знают правила, справляются с упражнениями, порой не умеют применять эти правила в практической жизни.
Однообразие не только утомляет детей, но и ведёт к потере интереса к предмету, поэтому так важно найти способ приохотить ребёнка к занятиям, тренирующим нужные умения и навыки. Такой тренировкой могут стать игры, загадки, кроссворды, лингвистические задачи и т. д., которые помогают эффективно усваивать сложный материал, развивать логическое мышление и речь учащихся, а также побуждают мозг к действию: поиску оптимальных решений, желанию узнать больше.
Например, введение в урок элементов игры «Дебаты», актуализирует знания учащихся, совершенствует умения пользоваться этими знаниями, заставляет задумываться о необходимости приобретения новых знаний, развивает рефлексивные возможности.
Книга Л. А. Турик «Дебаты: развивающая, образовательная технология» (Ростов н/Д., 2011) поможет педагогу-словеснику использовать новые формы работы и интерактивные технологии.
У методистов и педагогов нет единого мнения о том, каким должно быть содержание уроков русского языка и литературы. Несомненно, нельзя ограничиваться только повторением пройденного на уроках русского языка и литературы.
Методические пособия Е. Л. Ерохиной «Анализ произведений русской литературы: 7 класс. ФГОС» (М., 2017), Ж.Н. Критарёвой «Анализ произведений русской литературы: 8 класс. ФГОС» (М., 2017) и другие пособия окажут несомненную помощь в подготовке уроков. Книги ориентированы на перспективу развития ученика-читателя, так как её можно использовать при подготовке к государственной итоговой аттестации.
К учителю-словеснику предъявляются в настоящее время высокие требования. Именно он приобщает учащихся к гуманистическим ценностям культуры, воспитывает культуру чтения и понимания художественной литературы, проясняет в сознании школьников нравственные идеалы родной литературы, в которой запечатлён духовный опыт нашего народа.
Как научить детей думать, наблюдать за собственным языком, как сделать обучение интересным, как показать детям красоту и богатство русского языка? На эти и многие другие вопросы педагоги могли найти ответы, знакомясь с книжным богатством из фондов библиотеки.
16.02.2018 | Просмотров: 204