Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ГОС

День информации

16 февраля в «Русском центре» библиотеки для учителей русского языка и литературы (слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования) главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой был проведён День информации на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ГОС».

Государственный образовательный стандарт нацеливает школу не столько на то, чтобы дать ребёнку большой багаж знаний, сколько на обеспечение его общекультурного, личностного и познавательного развития, на формирование у школьников умения учиться. В этой ситуации наиболее важным аспектом является демонстрация педагогами наиболее эффективных методик и технологий, направленных на реализацию новых требований ГОС к результатам обучения школьников.

Книга Е. А. Беловой «Русский язык. Орфографический тренинг. 7-9 классы. ФГОС» (М., 2016) полностью соответствует государственному образовательному стандарту. Издание предлагает комплексное повторение орфографии, обращение к орфографическим трудностям, грамматическим и пунктуационным темам, теории языка в том объёме, который необходим не только для подготовки к сдаче ЕГЭ, но и для развития навыка грамотной устной и письменной речи. Расширенный материал лексических разминок призван обогатить словарный запас учащихся.

Язык – это средство общения между людьми, когда один человек понимает другого, когда каждый хочет быть понятым, т. е. через язык выразить часть своего «я», мысль, настроение, состояние, отношение к чему-либо. Таким образом, содержанием школьного предмета «русский язык» должно быть развитие в ребёнке способности так владеть словом, чтобы слова всегда складывались в нужный смысл, чтобы он мог сказать именно то, что хотел, донести до другого часть своего «я».

В сборнике И.В. Тандит «Художественные тексты для чтения, обсуждения и работы по русскому языку» (М., 2007) собраны тексты, которые использовались в течение 50 лет на уроках словесности. Отобраны именно те стихи, отрывки из произведений, «малые» формы прозы, которые вызывают интерес у детей и подростков всех поколений.

Русский язык – один из самых сложных предметов, требующий от ученика большого труда и часто являющийся источником неудач и огорчений. Даже те дети, которые хорошо знают правила, справляются с упражнениями, порой не умеют применять эти правила в практической жизни.

Однообразие не только утомляет детей, но и ведёт к потере интереса к предмету, поэтому так важно найти способ приохотить ребёнка к занятиям, тренирующим нужные умения и навыки. Такой тренировкой могут стать игры, загадки, кроссворды, лингвистические задачи и т. д., которые помогают эффективно усваивать сложный материал, развивать логическое мышление и речь учащихся, а также побуждают мозг к действию: поиску оптимальных решений, желанию узнать больше.

Например, введение в урок элементов игры «Дебаты», актуализирует знания учащихся, совершенствует умения пользоваться этими знаниями, заставляет задумываться о необходимости приобретения новых знаний, развивает рефлексивные возможности.

Книга Л. А. Турик «Дебаты: развивающая, образовательная технология» (Ростов н/Д., 2011) поможет педагогу-словеснику использовать новые формы работы и интерактивные технологии.

У методистов и педагогов нет единого мнения о том, каким должно быть содержание уроков русского языка и литературы. Несомненно, нельзя ограничиваться только повторением пройденного на уроках русского языка и литературы.

Методические пособия Е. Л. Ерохиной «Анализ произведений русской литературы: 7 класс. ФГОС» (М., 2017), Ж.Н. Критарёвой «Анализ произведений русской литературы: 8 класс. ФГОС» (М., 2017) и другие пособия окажут несомненную помощь в подготовке уроков. Книги ориентированы на перспективу развития ученика-читателя, так как её можно использовать при подготовке к государственной итоговой аттестации.

К учителю-словеснику предъявляются в настоящее время высокие требования. Именно он приобщает учащихся к гуманистическим ценностям культуры, воспитывает культуру чтения и понимания художественной литературы, проясняет в сознании школьников нравственные идеалы родной литературы, в которой запечатлён духовный опыт нашего народа.

Как научить детей думать, наблюдать за собственным языком, как сделать обучение интересным, как показать детям красоту и богатство русского языка? На эти и многие другие вопросы педагоги могли найти ответы, знакомясь с книжным богатством из фондов библиотеки.

16.02.2018 | Просмотров: 204

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей