Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Проектирование и достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ГОС основного и среднего специального образования

День информации

19 марта главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой в «Русском центре» столичной библиотеки был проведён День информации для учителей русского языка и литературы (слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования) на тему «Проектирование и достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ГОС основного и среднего специального образования».

Государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы, составляемых образовательной организацией. Наряду с требованиями к структуре образовательной программы и условиям её реализации, в стандарте установлены также требования к результатам её освоения: личностным, метапредметным и предметным.

Личностные универсальные учебные действия – система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

В статье Э.Ф. Калимуллиной «Система оценки личностных результатов обучения в основной школе» представлено научно-методическое обоснование создания и реализации системы оценки личностных результатов обучения в основной школе (Методист. – 2016. – № 8. – С. 52–56).

Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные.

Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметы – это предметы, отличные от тех, которые входят в традиционный цикл, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.

Статья авторов Е.Я. Коган, Г.Б. Голуб, И.С. Фишмана «Метапредметные и личностные результаты образования» интересна тем, что в ней проводится анализ требований ГОС к личностным и метапредметным образовательным результатам по ступеням общего образования. Основанием для анализа является установка на управляемость процесса формирования метапредметных и личностных образовательных результатов на уровне как образовательных организаций, так и на уровне образовательных систем (Стандарты и мониторинг в образовании. – 2016. – № 6. – С. 50–60).

Ребенок на таких уроках учится учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы школьник начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.

Можно сделать вывод о том, что у ребенка развиваются такие способности, как понимание, воображение, мышление, рефлексия, действие.

Сборники Т. А. Черновой «Учимся писать сочинение. 9 класс. ФГОС» (М., 2018) и «Учимся писать сочинение. 10-11 классы. ФГОС» (М., 2018) полностью соответствуют Государственному образовательному стандарту и направлены на формирование важных предметных и метапредметных умений, определённых ГОСом и Примерной программой – написание творческих работ (сочинений) разных жанров: путевой очерк, рецензия, дневник, проблемный очерк, проблемная статья, эссе. В данные пособия вошли обучающие и тренировочные материалы и задания, позволяющие учащимся получить более полное представление о жанровых особенностях и специфических чертах указанных выше работ.

Использование метапредметных технологий в преподавании русского языка и литературы позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т. д., то метапредметность должна вести к их осмыслению.

В статье С. Л. Шишмарёвой «Система оценки качества планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего образования» детально описаны функции и особенности системы оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности в школе, даны характеристики процедур оценивания личностных, предметных и метапредметных результатов образовательной деятельности. На последнюю следует обратить особенно пристальное внимание, поскольку в ней описываются способы оценивания ключевых компетентностей обучающихся (компетентность в разрешении проблем, исследовательская культура, информационная компетентность, коммуникативная компетентность), а также способы оценивания индивидуальных проектов старшеклассников (Практика административной работы в школе. – 2016. – № 6. – С. 3–8).

Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).

Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Слушатели курсов с интересом просматривали любимые журналы «Русский язык в школе», «Русская словесность», «Литература в школе», «Вопросы литературы», а также журналы «Методист», «Наука и школа», «Стандарты и мониторинг в образовании», «Практика административной работы в школе».

Прогнозируемые с определённым горизонтом экономические и социальные изменения составляют основания для корректировки образовательных результатов на всех уровнях образования. Это позволяет задать основные ориентиры организации образовательных ресурсов, обеспечивающих подготовку поколения к новым условиям.

19.03.2018 | Просмотров: 186

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей