Проектирование и достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ГОС основного и среднего специального образования
День информации
19 марта главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой в «Русском центре» столичной библиотеки был проведён День информации для учителей русского языка и литературы (слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования) на тему «Проектирование и достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ГОС основного и среднего специального образования».
Государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы, составляемых образовательной организацией. Наряду с требованиями к структуре образовательной программы и условиям её реализации, в стандарте установлены также требования к результатам её освоения: личностным, метапредметным и предметным.
Личностные универсальные учебные действия – система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
В статье Э.Ф. Калимуллиной «Система оценки личностных результатов обучения в основной школе» представлено научно-методическое обоснование создания и реализации системы оценки личностных результатов обучения в основной школе (Методист. – 2016. – № 8. – С. 52–56).
Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные.
Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметы – это предметы, отличные от тех, которые входят в традиционный цикл, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.
Статья авторов Е.Я. Коган, Г.Б. Голуб, И.С. Фишмана «Метапредметные и личностные результаты образования» интересна тем, что в ней проводится анализ требований ГОС к личностным и метапредметным образовательным результатам по ступеням общего образования. Основанием для анализа является установка на управляемость процесса формирования метапредметных и личностных образовательных результатов на уровне как образовательных организаций, так и на уровне образовательных систем (Стандарты и мониторинг в образовании. – 2016. – № 6. – С. 50–60).
Ребенок на таких уроках учится учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы школьник начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.
Можно сделать вывод о том, что у ребенка развиваются такие способности, как понимание, воображение, мышление, рефлексия, действие.
Сборники Т. А. Черновой «Учимся писать сочинение. 9 класс. ФГОС» (М., 2018) и «Учимся писать сочинение. 10-11 классы. ФГОС» (М., 2018) полностью соответствуют Государственному образовательному стандарту и направлены на формирование важных предметных и метапредметных умений, определённых ГОСом и Примерной программой – написание творческих работ (сочинений) разных жанров: путевой очерк, рецензия, дневник, проблемный очерк, проблемная статья, эссе. В данные пособия вошли обучающие и тренировочные материалы и задания, позволяющие учащимся получить более полное представление о жанровых особенностях и специфических чертах указанных выше работ.
Использование метапредметных технологий в преподавании русского языка и литературы позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т. д., то метапредметность должна вести к их осмыслению.
В статье С. Л. Шишмарёвой «Система оценки качества планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего образования» детально описаны функции и особенности системы оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности в школе, даны характеристики процедур оценивания личностных, предметных и метапредметных результатов образовательной деятельности. На последнюю следует обратить особенно пристальное внимание, поскольку в ней описываются способы оценивания ключевых компетентностей обучающихся (компетентность в разрешении проблем, исследовательская культура, информационная компетентность, коммуникативная компетентность), а также способы оценивания индивидуальных проектов старшеклассников (Практика административной работы в школе. – 2016. – № 6. – С. 3–8).
Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.
Слушатели курсов с интересом просматривали любимые журналы «Русский язык в школе», «Русская словесность», «Литература в школе», «Вопросы литературы», а также журналы «Методист», «Наука и школа», «Стандарты и мониторинг в образовании», «Практика административной работы в школе».
Прогнозируемые с определённым горизонтом экономические и социальные изменения составляют основания для корректировки образовательных результатов на всех уровнях образования. Это позволяет задать основные ориентиры организации образовательных ресурсов, обеспечивающих подготовку поколения к новым условиям.
19.03.2018 | Просмотров: 186