Живая легенда
Книжная выставка
Отдел документов по гуманитарным и естественным наукам
С 12 мая в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается книжная выставка «Живая легенда», посвящённая 85-летию со дня рождения Андрея Андреевича Вознесенского (1933-2010), советского и российского поэта, публициста, художника и архитектора, Лауреата Государственной премии СССР и Премии Правительства РФ.
«Стихи не пишутся – случаются…». В этом определении Андрея Вознесенского выражено многое: естественность творческого начала, его непреднамеренность, необходимость и безотлагательность высказывания.
Андрей Вознесенский родился в мае 1933 года. Учился в Московском архитектурном институте. С тринадцати лет проявил своё художественное дарование в архитектуре и живописи, но победила поэзия. Детские стихи поэт никогда не упоминал, хотя, очевидно, они уже обнаруживали талант.
Недаром Борис Леонидович Пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил. Вознесенский считал себя последователем Владимира Маяковского и был единственным учеником Бориса Пастернака.
Уже в пору раннего творчества поэт располагал серьёзным запасом знаний. Архитектура и музыка, математика и сопромат, история живописи и история поэзии.
Всего Андрей Вознесенский опубликовал около 20 сборников прозы и стихов.
В 3-х томное «Собрание сочинений» (М.,1983) включены стихотворения из сборников «Парабола», «Антимиры», «Тень звука», поэмы «Мастера», «Лонжюмо», мемуарно-автобиографический очерк «Мне четырнадцать лет», стихотворения и поэмы из сборников «Взгляд», «Витражных дел мастер», а также произведение, жанр которого автор определяет как «Рифмы прозы».
Жизнь его полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы "Мастера" (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. "Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил" - так писал Пастернак из больницы.
В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - "Парабола" и "Мозаика". Пребывание в США отразилось в цикле стихов "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша". Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее. Уже тогда они говорили, что остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги.
В сборнике Вознесенского «Casino «Россия» (М., 1997 представлены новые поэмы и циклы стихотворений автора:
«Не дай нам, Господи, сорваться!
Нам слово Божие верни –
В мелеющую речь славянства,
В горячечную речь Чечни…»
Последние годы, найдя применение своей "академической" специальности, Вознесенский работал в жанре визуальной поэзии. Всегда стремившийся к синтезу искусств, он соединил чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видеом. Выставки этих произведений - видеом - с успехом проходили в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Его авторские вечера проходили во многих городах планеты.
Вознесенский первым стал работать в новом жанре поэзии — видеомы. Он написал либретто к легендарному спектаклю «Антимиры» и всемирно известной рок-опере «Юнона и Авось».
Эстрадные песни с текстами Вознесенского остаются известными и сегодня. Это: «Миллион алых роз», «Песня на «бис», «Начни с начала», «Плачет девочка в автомате» и другие.
Андрей Вознесенский - автор эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимался переводами, активно участвовал в организации авторских вечеров молодых поэтов.
Андрей Вознесенский до конца жизни продолжал писать стихи и видеомы. Поэта не стало в 2010 году. В первую годовщину его смерти Зоя Богуславская и ее сын Леонид Богуславский основали Благотворительный фонд имени поэта Андрея Вознесенского и учредили премию «Парабола» для «художников любого вида искусства».
На выставке представлены и периодические издания, в которых освещаются основные этапы жизни и творческой деятельности поэта.
Евдокия Гулак в статье «Мечта поэта» (Крестьянка. – 2010. – № 9. – С. 74 –75) приоткрывает завесу личной жизни поэта Андрея Вознесенского. И отдает дань уважения мудрости и трезвости ума жены классика Зое Богуславской. За долгие 46 лет их совместного брака она пережила не одну «яркую влюбленность» мужа, которыми Андрей Андреевич уравновешивал покой и надежность семейной жизни.
Жарким августовским днем на даче в Переделкино корреспондент журнала «Огонёк» Влад Васюхин беседовал с «последним поэтом России», как в своих стихах, назвал себя Андрей Андреевич Вознесенский. В интервью под названием «Искусство жить» (Огонёк. – 2001. – № 35. – С. 48 – 53) Андрей Андреевич ответил на вопросы о данном этапе творчества – поэт ищет в словах некий тайный код, населяя свои стихи каламбурами, которые он называет круголётами. Говорил и о своих взаимоотношениях с поэтами- современниками. И, конечно, ярким штрихом в публикации стали цветные фотографии, до мелочей продуманные Львом Шерстенниковым.
Стихотворения, собранные в журнале Знамя (2001. – № 1. – С. 77 – 80) под названием «После книги», отражают разные настроения Андрея Вознесенского. Кроме прочих произведений, среди них можно увидеть и пример упомянутых «круголётов» в творчестве Андрея Вознесенского – это стихотворение «Весенние велогонки».
Жизнь Андрея Вознесенского, как и подобает жизни настоящего поэта, полна взлётов и падений, признания и замалчивания. Неизменным остаётся лишь почитание миллионов поклонников – от «шестидесятников» до современных юнцов. «Андрей Вознесенский – будет…», - так писал поэт о себе много лет назад. Жизнь подтвердила правильность его пророчества.
Книжная выставка будет действовать до 22 мая.
10.05.2018 | Просмотров: 191