Родной язык, как ты прекрасен…
Просмотр литературы
4 июня в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открылся просмотр литературы «Родной язык, как ты прекрасен…», посвящённый Дню русского языка в Донецкой Народной Республике, Пушкинскому дню в России.
Русский – язык великого народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в общественной мысли, науке, культуре, литературе и т. д. Во всех этих достижениях – большой вклад русского языка как средства общения, как формы национальной культуры. Величие русского языка и русского народа неотделимы. Прекрасно сказал об этом И.С. Тургенев, назвавший русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным»: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Креативный потенциал русской грамматики в разных типах русской речи – разговорной, художественной, научно-публицистической, в таких её жанровых разновидностях, как заголовок, интервью, стихотворение, эссе и других рассматривается в монографии Е.Н. Ремчуковой «Креативный потенциал русской грамматики» (М., 2011). Русская грамматика представлена на широком фоне современных языковых процессов.
Монография М.Л. Ковшовой «Лингвокультурологический метод во фразеологии: Коды культуры» (М., 2012) посвящена исследованию фразеологизмов – знаков языка, которые в образном виде хранят и передают из поколения в поколение ценностные установки национальной культуры.
Основные принципы и положения нового направления русистики – теории естественной письменной речи – изложены в монографии «Жанры естественной письменной речи» (М., 2011). Представлено описание трёх жанров естественной письменной речи – студенческого граффити, маргинальных страниц тетрадей и частной записки.
В русской культурной традиции всегда существовало внимательное и уважительное отношение к родному языку. Это отношение сопровождалось и высокой оценкой качеств русского языка.
Книга-практикум И.Г. Милославского «Говорим правильно по смыслу или по форме?» (М., 2013) о том, как говорить правильно на родном языке. Автор затрагивает самые спорные вопросы, приводит наиболее встречающиеся в реальной жизни примеры.
Книга Б.Ю. Нормана «Игра на гранях языка» (М., 2006) рассказывает о том, что язык служит людям не только для общения, передачи информации, самовыражения личности, но и для многого другого: он развлекает, смешит, удивляет, восхищает… Речь идёт о всевозможных разновидностях языковой игры, понимаемой максимально широко.
Самой великой, самой очевидной, самой надёжной связью между поколениями является язык. Именно он несёт крупицы исторической правды, смысла существования. Мы в ответе за русский язык перед предками и перед потомками. Будем же, как клятву повторять заповеданные нам строки великого русского поэта А. Ахматовой:
…И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки.
На просмотре также представлены периодические издания.
Поэт пушкинского поколения П.А. Вяземский писал: «Жаль, что в наших словарях не приводят примеров различного употребления слов и выражений, какими являются они в разных литературных эпохах и у разных писателей. Наши словари – доныне более или менее полное собрание слов, а не указатели языка, как французские словари, по каким можно пройти почти полный курс истории французского языка и французской литературы». В июне 2009 года в Российской государственной библиотеке состоялась презентация первых томов долгожданного «Словаря истории русских слов». Об этом и говорится в статье доктора филологических наук Э. Володарской «Портрет» русского языка» (Наука и жизнь. – 2009. – № 9. – С. 30–31).
«Чтобы оставаться великим и могучим, язык должен обладать способностью откликаться на все явления жизни, постоянно расширяя словарный запас новыми понятиями», – таково мнение доктора филологических наук И. Милославского. В статье «Великий, могучий русский язык» автор отвечает на свой же поставленный вопрос: «Правомерно ли утверждение, что творческое начало сохранилось в русском языке и по сей день?» (Наука и жизнь. – 2009. – № 6. – С. 26–31).
В статье «Принципы обучения русскому языку и культуре речи в вузе» анализируются и обосновываются общие дидактические и специфические принципы обучения языку и культуре речи (Педагогика. – 2012. – № 3. – С. 32–36).
1 июня 1999 года, в дни празднования 200-летия А.С. Пушкина, в «Московском дворике» редакции журнала «Наше наследие» состоялось торжественное открытие памятника поэту, созданного по инициативе редакции журнала скульптором Лазарем Гадаевым. К этому знаменательному событию вышел специальный выпуск журнала «1799 А. С. Пушкин 1999» (Наше наследие. – 1999. – № 50–51).
Просмотр продлится до 10 июня.
04.06.2018 | Просмотров: 199