Книга недели «Русские ночи»
Дорогие друзья! 13 августа к 215-летию со Дня рождения князя Владимира Федоровича Одоевского, одного из самых ярких представителей русской философии, литературы и музыкознания, сектор редких изданий библиотеки им. Н.К. Крупской выделил Книгой Недели «Русские ночи», изданной в 1913 году в Москве.
В кон. 1820-х — нач. 1830-х годов Одоевский, педантично пополняя свои энциклопедические знания, вырабатывал мировоззрение и создавал свой главный опыт в области художественной словесности — философский роман «Русские ночи», завершенный к 1843 и увидевший свет в составе трех томов Сочинений. Роман, по сути дела, представляет собой приговор немецкой философии от лица русской мысли, выраженный во внешне прихотливом и чрезвычайно последовательном чередовании диалогов и притч: европейская мысль объявляется неспособной разрешить важнейшие вопросы российской жизни и всемирного бытия.
Современники Одоевского усматривали в «Русских ночах» влияние «Серапионовых братьев» Гофмана. Автор же, признавая очевидное сходство, утверждал, что оно случайно, и Гофмана он прочитал, когда замысел произведения уже сложился. Сам он называл иные источники своего жанрового эксперимента: диалоги Платона и античную драму.
В процессе работы над романом грандиозная идея обнаружила свою неосуществимость, а потому писатель в итоге ограничился созданием «довольно верной картины той умственной деятельности, которой предавалась московская молодежь 20-х и 30-х годов».
Одоевский не случайно так подробно высказывался о своем романе — форма «Русских ночей», в соответствии с замыслом автора, выверена до деталей и организована по принципу своего рода «матрешки». Именно разнообразие точек зрения и составляет предмет художественного изображения (или — по Одоевскому — «основной анекдот») в «Русских ночах», развивающих жанровую традицию философского романа, основы которой в европейской литературе были заложены Дени Дидро («Жак-фаталист и его хозяин» а в русской — И.А. Крыловым («Почта духов»).
В книге рассказывается о двух искателях, которые отправились в путешествие, но единственное отражение этого путешествия в романе — рукопись, содержащая их размышления, а также новеллы, события которых в контексте романа ценны главным образом тем, что многократно комментируются и обсуждаются их героями, рассказчиками, если таковые есть, юными искателями, а также участниками философского диалога.
Действие романа «Русские ночи» Одоевского начинается с вопроса «что такое мы?» и приходит в финале к утверждению: «Девятнадцатый век принадлежит России!». Хотя основной тон «Русских ночей» и глубоко пессимистический, заканчиваются они мажорно. Россия призвана спасти дух Европы; ее свежие силы уберегут его от умирания. В ней и через нее совершится возрождение культуры.
На фоне русской литературы XIX века, полной творческой жизни, Одоевский явление исключительное. Он один пишет не от полноты, а от недостатка, от пустоты и одиночества, задыхаясь, срываясь, хриплым голосом, порой достигая своеобразной мрачной и сухой гармонии, но чаще запутываясь в собственных холодных измышлениях. Ему одному не хватает воздуха.
13.08.2018 | Просмотров: 149