Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Павловопосадовский и Оренбургский промыслы

Заседание клуба

25 сентября состоялась очередная воскресная встреча в клубе по изучению народных традиций им. Изольды Яхно («Лихтарик»), который работает при отделе искусств. В продолжение изучения темы «Русский традиционный платок – элемент национального костюма», сотрудниками отдела была подготовлена беседа об истории возникновения российского пуховязального и шелкоткацкого промыслов и изготовлении талантливыми мастерами набивных павловопосадских и оренбургских пуховых платков.

Библиотекарь отдела искусств рассказала, что центром шелкоткацкого промысла был Павловский посад – небольшой подмосковный городок, основанный в 1844 г. Здесь до сегодняшнего дня находится фабрика по изготовлению известных на весь мир красочных платков и шалей.

Подмосковная шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры.

В XVIII–начале XIX века текстильная промышленность была чрезвычайно развита. Одно из крупнейших предприятий принадлежало Якову Лабзину и Василию Грязнову. До середины XIX века фабрика выпускала шерстяные, хлопчатобумажные ткани и платки. После 1860 года стали популярны набивные шерстяные платки и шали. Как раз в это время они входили в моду как незаменимый элемент костюма горожанок и сельских жительниц.

Рисунки на платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: «манер» и «цветок». Фон у павловопосадовских шалей мог быть разным, не только черным, но и белым, красным, бордовым, темно-синим, зеленым, бронзово-золотистым.

Каждый рисунок для платка неповторим и оригинален.

Павловопосадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами. Подобно живописным произведениям, платки имеют названия «Цветущий сад», «Нежность», «Лебедушка», «Мелодия», «Загорские купола», «Птица счастья».

В последние годы проявляется большой интерес к творческому наследию павловопосадовских мастеров, сочетающих традиционный и современный дизайн.

Еще один знаменитый на весь мир образец народного искусства – Оренбургский пуховый платок. История пуховязального промысла берет свое начало в XVII веке с заселением русскими юго-восточных степей Урала. Русское население переняло идею использования мягкого козьего пуха у своих соседей – кочующих скотоводов: калмыков, казахов, киргизов, которые под легкой верхней одеждой носили пуховые телогрейки и шарфы.

Пуховязанием в Оренбуржье занималось и сельское, и городское население – русские, украинки, татарки. В промысле работали потомственные династии. Оренбургские платки создавали вручную на спицах без предварительного образца, по памяти. Каждый платок неповторим: мастерицы придумывают новые варианты сочетаний элементов вязаного узора, гармоничные композиции. В богатейшем арсенале вязальщиц множество видов ажурных переплетений, сохранивших старинные названия: «ягодка», «соты», «мушки», «кошачья лапка», «мышиный след», «змейка», «цепочки», «снежинки», «сосенки» и др. Из сложных комбинаций рисунка и рождается пушистое чудо.

В XIX веке оренбургский промысел по производству шалей из нежного козьего пуха получил известность за границей. Изделия российских пуховниц с успехом демонстрировались на Всемирных выставках в Лондоне, Париже, Вене, Филадельфии и Чикаго.

С большим интересом мастерицы и гости клуба знакомились с предложенной книжной выставкой освещающей тему занятия.

Издание Мерцаловой М.Н. «Поэзия народного костюма» (М.,1988) раскрывает поэтические черты народного костюма, рассказывает о том, как одежда связана с народными традициями и ремеслами.

Оригинальный красочный альбом «Русские художественные промыслы» (М., 2011) знакомит с прекрасными произведениями народных умельцев, дает возможность прикоснуться к секретам их мастерства.

Прозаик и публицист Иван Сергеевич Уханов «Оренбургский пуховый платок» (Челябинск, 1980) в своей книге рассказывает о возникновении знаменитого пуховязального промысла, о комбинате и фабрике пуховых платков в Оренбурге, о талантливых мастерах которые работали там.

На встрече в клубе свою прекрасную коллекцию вязаных шалей представили: Теплицкая Ирина Львовна «Шаль белая оренбургская» – подарок от дочери.

Шевчук Светлана Мефодиевна презентовала вязаную крючком работу «Шаль красная».

Следующее занятие состоится 2 октября в 10.00.

27.09.2016 | Просмотров: 181

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей