Феноменальная певица Чечилия Бартоли в виртуозных операх эпохи барокко
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
2 декабря в отделе искусств состоялась очередная дистанционная программа видеолектория «Шедевры мирового музыкального театра», посвященная феноменальной итальянской певице Чечилии Бартоли.
Во второй половине XX века произошел всплеск интереса к оперным партиям XVII–XVIII вв. Музыка барокко, где ценится красота голоса, техническое совершенство и голос рассматривается как инструмент, набирает всё большую популярность, и сегодня она стала «звучащей реальностью», обычным явлением концертной жизни. Сочинения почти забытых композиторов, от Сальери до Скарлатти, исполняют живьем, записывают, восстанавливают считавшиеся утерянными оперы.
Немалую роль в этом сыграла итальянская певица Чечилия Бартоли.
Одна из лучших колоратурных меццо-сопрано мира уже три десятилетия популяризирует музыку эпохи барокко, каждый ее диск фактически открывает для широкого слушателя композиторов XVII–XVIII вв. Оперная дива сама отбирает для своих программ партитуры в музыкальных архивах и библиотеке Турина. Она давно уже не только певица, но и музыковед, историк, исследователь музыки и выдающийся подвижник.
С начала 2000-х годов звезда Чечилии Бартоли светит на оперном небосклоне ярче всех. Компакт-диски с записями ее голоса разошлись по миру в миллионах экземпляров, она более тридцати лет сотрудничает со звукозаписывающей фирмой Decca Records, выпустив более двадцати сольных альбомов. В первые годы это были преимущественно записи произведений Моцарта и Россини. Начиная с 1999 года, когда певица записала альбом с ариями Антонио Вивальди, развенчав миф о том, что вокальная музыка Вивальди неприемлема для исполнения, в мире начался «вивальдиевский бум».
Бартоли не только дискографический феномен. Искусство певицы и в концертном зале убеждает, что она в совершенстве владеет музыкальным стилем эпохи барокко.
В очень молодом возрасте Чечилия Бартоли стала звездой высочайшего ранга. Творчеству этой выдающейся певицы посвящены многочисленные публикации в журналах «Музыкальная жизнь», «Музыка и время». Известные музыкальные критики и журналисты И. Сорокина, И. Корябин, А. Матусевич, А. Парин, обращаясь к биографии певицы, сценической деятельности, концертным выступлениям, дискографии, рассуждают о составляющих ее феноменального успеха.
Возможно, будущее Чечилии Бартоли было предопределено ее рождением в Риме, в семье оперных певцов. Первым и единственным преподавателем дочери стала мать – Сильвана Бассони. С семнадцати лет Чечилия начала серьезно заниматься музыкой в Римской академии «Санта-Чечилия». Кажется, сама судьба помогала ей. Великий дирижер Риккардо Мути пригласил ее на прослушивание в «Ла Скала», где она очаровала своим исполнением арий знаменитого дирижера Герберта фон Караяна. Большую роль в ее фантастической карьере сыграл дирижер Даниэль Баренбойм.
К 30-ти годам Чечилия Бартоли выступила в «Ла Скала», Венском театре «Ан дер Вин», на Зальцбургском фестивале, покорила самые престижные залы Америки. Она исполнила многие партии в операх Моцарта, пела в Гайдновском фестивале, в операх Россини. Начиная с 2001 года, четыре раза приезжала в Россию с разными программами, приводя в восхищение московскую и петербургскую публику.
Залог ее головокружительной карьеры – техническое мастерство и совершенство. Посетители видеолектория убедились в этом, прослушав арии из опер Вивальди «Гризельда» и «Зельмира», запечатленные на компакт-диске «Live in Itali», предложенном для просмотра. Они отметили, что при совершенно немыслимой, почти фантастической виртуозности в пении Бартоли есть чувства и эмоции. В напевных лирических ариях ее выразительное задушевное пение трогает за живое. Когда Чечилию спрашивают о ее карьере, она отвечает: «Моменты красоты и счастья – вот то, что я хочу дать людям. Всевышний даровал мне возможность делать это благодаря моему инструменту».
В фонотеке отдела искусств собрана отличная коллекция звукозаписей Чечилии Бартоли. Это аудиоальбомы с записями произведений Генделя, Вивальди, Джакомелли, Глюка, Кальдара, Моцарта, Россини, Доницетти, Беллини, арий из репертуара Марии Малибран.
Любители музыкального театра могут не только послушать непревзойденное пение звезды меццо-сопрано, но и увидеть ее в лучших постановках опер Г. Генделя «Семела», Дж. Россини «Золушка», трагикомедии Ф. Галеви «Клари». А также сопоставить свои впечатления с подробнейшим разбором дисков, предложенных театроведом Алексеем Париным в статье «Чечилия Бартоли, или прорыв к целостному пению» (Музыкальная жизнь. – 2013. – № 2).
02.12.2022 | Просмотров: 139