Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация

Легендарные авиаторы и самолёты России

Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума
Н.Е. Жуковский, «отец русской авиации», 1898 г.

Слова эпиграфа, принадлежащие Н.Е. Жуковского, "отцу русской авиации", были сказаны в 1898 году и стали пророческими. С помощью разума человек не только научился летать, но и превзошел птиц по скорости, дальности и высоте полета.

Русская авиация - ровесница XX века. Первый в России полёт на самолете состоялся в июне 1910 года на Сырецком ипподроме. Его выполнил член Киевского общества воздухоплавания А.С. Кудашев на самолете собственного изготовления.

Несмотря на слабую производственно-техническую базу авиастроения дореволюционной России, по количеству построенных опытных образцов летательных аппаратов наша страна не уступала развитым государствам Европы. Самолеты «Русский витязь», «Илья Муромец» и другие, созданные на основе проектов русских конструкторов, установили целый ряд высших мировых достижений грузоподъемности, продолжительности и дальности полета. Большой вклад в развитие отечественной авиации внесли сегодня всемирно известные конструкторы и ученые: А.Н. Туполев, В.П. Ветчинкин, Б.Н. Юрьев, Б.С. Стечкин, А.А. Архангельский. Прославили свою страну и первые русские лётчики.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в развитии отечественной авиации. Годы первых пятилеток - время значительных темпов развития авиации. Сформировались сильные коллективы конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских институтов, открылись высшие авиационные учебные заведения в Москве, Харькове, Казани, Киеве. К началу 1935 года в стране действовали 28 крупных самолёто- и моторостроительных заводов, что позволило освободиться от необходимости закупать авиационную технику за рубежом. На отечественных самолетах советские летчики - В.П. Чкалов, М.М. Громов, В.С. Гризодубова, В.К. Коккинаки - совершали беспримерные по тому времени перелёты. Советская авиация получила всемирное признание. Обострение международной обстановки, нарастание угрозы новой мировой войны потребовали неотложных мер по укреплению обороноспособности нашей СССР, обновлению боевой авиационной техники. В короткие сроки были созданы и испытаны новые образцы истребителей авиаконструкторов А.И. Микояна, М.И. Гуревича, А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, бомбардировщиков В.М. Петлякова, С.В. Ильюшина, А.Н. Туполева. Так, весной 1941 года успешно прошёл государственные испытания ставший легендарным бронированный штурмовик Ил-2 конструкции С.В. Ильюшина.

Благодаря массовому героизму, проявленному авиастроителями в годы Великой Отечественной войны, были преодолены все трудности, возникшие в авиастроении и авиации в тот тяжёлый для страны период. Уже в первой половине 1942 года авиационная промышленность достигла довоенного уровня производства, а к середине 1943 года - превзошла гитлеровскую Германию и ее союзников по выпуску боевых самолетов. Количественное и качественное превосходство советской авиации сделало возможным завоевание нашими летчиками господства в воздухе, необходимого для разгрома врага.

Одной из главных примет послевоенного развития авиации является переход от поршневых двигателей к газотурбинным. Туброреактивные и турбовинтовые силовые установки, созданные в советских конструкторских бюро, дали возможность поднять в небо новые поколения самолетов и вертолетов - Ту, Ил, Як, МиГ, Су, Ми, Ка, - которые по своим летным характеристикам не уступают лучшим зарубежным аналогам.

Российской авиационной технике принадлежит множество мировых рекордов грузоподъемности, скорости и высоты полета. Наши летчики на своих боевых машинах надежно охраняют мирное небо, а с 2022 года принимают участие в Специальной военной операции, проявляя героизм и профессионализм.

В фондах ГБУ ДНР «ДРУНБ» хранятся издания, посвящённые истории развития отечественной авиации и выдающимся лётчикам России. В рамках настоящей виртуальной выставки представлены 12 популярных, научно-популярных, справочных, в том числе историко-биографических, изданий 1955 – 2024 годов, освещающих разные периоды развития русской авиации и судьбы легендарных отечественных лётчиков.

С этими и другими книгами по истории авиации можно познакомиться в читальном зале отдела документов по экономическим, техническим и сельскохозяйственным наукам (4 этаж, к. 21) или взять на дом.

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей