«Манон» ‒ невероятно красивый балет на дивную музыку Ж. Массне
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
1 марта в отделе искусств состоялся дистанционный видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра», посвященный выдающейся постановке Кеннета Макмиллана – балету «Манон».
Участников программы ее ведущая погрузила в мир героев романа французского писателя Антуана Франсуа Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». Юная ветреная красавица Манон и кавалер де Грие, готовые на все ради запретной любви, стали символами безрассудной страсти. Этот сюжет послужил основой для музыкальных произведений, спектаклей и экранизаций. Одним из самых красивых и известных воплощений романа стал балет, поставленный в 1974 году выдающимся хореографом Кеннетом Макмилланом. Свое желание поставить балет «Манон» он объяснил просто: «Меня очаровали персонажи. В балете участвует шестнадцатилетняя героиня, прекрасная, но абсолютно безнравственная, и герой, который под ее пагубным влиянием становится шулером, лжецом и убийцей. Нетрадиционный сюжет для балета, верно?»
Балетмейстер Лондонского Королевского балета Моника Паркер так описывает свои впечатления от работы с хореографом: «Он стремился к тому, чтобы это была настоящая драма, чтобы характеры были очевидны, а действие ‒ динамичным».
В балете звучит музыка французского композитора Жюля Массне, написавшего в 1884 году оперу «Манон». Она стала вершиной творчества композитора. Но парадокс в том, что ни одного фрагмента из этой оперы в балете нет. Музыканты Лейтон Лукас и Хильда Гонт собрали несколько отрывков из других сочинений Массне и составили музыкальную основу балета. Сюда же вошла и знаменитая «Эллегия», которая стала главной темой влюбленных Манон и де Грие. Еще одной особенностью балета является непривычное для большинства балетных артистов направление движения: танцовщик Энтони Доуэлл, на которого ставился балет, был левша, и все трюки и поддержки сделаны в привычную для него сторону.
«Манон» – эмоциональный и чувственный балет, в котором есть все формы балетного действа: соло, дуэты и ансамбли со сложными верховыми поддержками, мужской и женский кордебалет, босоногие танцы, фехтование.
Но настоящими жемчужинами спектакля стали четыре дуэта Манон и де Грие ‒ от зарождения страсти до смерти главной героини. Па-де-де Манон и де Грие передает всю трагическую историю влюбленных. Некоторые критики даже утверждали, что только этих четырех дуэтов уже достаточно для раскрытия основной темы балета.
В постановке Макмиллана, в отличие от героини романа Прево, Манон не легкомысленная искательница богатства и удовольствий, а трагическая фигура, судьбу которой во многом решают другие, более сильные и волевые персонажи. Она ведь не только «боится быть бедной, но … стыдится быть бедной» ‒ такую трактовку образа давал Макмиллан. Наверное, не случайно Манон танцует только один небольшой сольный танец, а в основном она плывет по течению вслед за другими героями.
Завораживающая хореография с филигранными соло, чувственными дуэтами, яркими ансамблевыми номерами покорила весь мир. Кеннет Макмиллан создал балет, который идет на разных сценах мира, оставляя исполнителям свободу трактовок и интерпретаций.
Для просмотра и обсуждения участникам программы была предложена великолепная запись балета из видеотеки отдела искусств. Главные партии исполняют выдающиеся танцовщики Карлос Акоста и Тамара Рохо, блистательно воплотившие юность и хрупкость, пронзительность и страсть героев.
01.03.2023 | Просмотров: 1037