Г. Ибсен: «Будь и оставайся самим собой»
Обзор из цикла «Каталоги и картотеки – это мозг и память библиотеки!» к 195-летию со дня рождения норвежского драматурга и поэта
Взгляды Ибсена и его новаторские идеи
принадлежат не прошлому, а будущему.
Они до сих пор ждут признания.
Хельге Крог
Генрик Юхан Ибсен (20 марта 1828 – 23 мая 1906) – один из «властителей дум» на рубеже столетий, классик норвежской литературы и драматургии, театральный деятель. Все творчество Ибсена представляет собой протест против мещанской морали, против компромиссов с совестью. Большинство героев его пьес – честные идеалисты, вступающие в конфликт с окружающим их обществом, но остающиеся в трагическом одиночестве.
Творческий путь драматурга начался в середине XIX века стихами и сатирическими эпиграммами. Затем была написана драма "Катилина", в которой отражены революционные события 1848 года в Европе. В Кристиании была поставлена пьеса Ибсена "Богатырский курган". После чего последовало приглашение в Берген занять должность руководителя первого национального норвежского театра. В 1857-1862 гг. он возглавлял Норвежский театр в Кристиании. В произведениях Ибсена этого периода отразился характерный для культуры 40-50-х годов интерес к национальному фольклору и народным песням.
В 1864 г. после того, как его пьеса «Комедия любви» вызвала неудовольствие властей, а его творчество подвергалось нападкам, Ибсен покинул Норвегию и поселился в Риме. Здесь начался новый период в его творчестве – период постепенного перехода к реализму. В это время он создал философские романтические поэмы «Бранд», «Пер Гюнт» и философскую драму «Цезарь и Галилеянин».
С 1870 г. до конца 1880-х Ибсен создал самые значительные драмы о современности. Дальше Последовали пьесы «Столпы общества», «Кукольный дом», «Привидения», «Гедда Габлер» и «Враг народа». В этих пьесах интерес автора был прикован к личным взаимоотношениям героев.
В Норвегию Ибсен возвратился в 1891 г. великим писателем. Его слава гремела по Европе, как триумфатора, окруженного уважением всего читающего мира. Имя его служило знаменем борьбы за реалистическое искусство, за цельность и внутреннюю свободу человека, за обновление духовной жизни. Оно оказало глубокое воздействие на мировую драматургию.
В России в начале XX века пьесы Ибсена шли во многих театрах. На советской сцене чаще всего ставились "Кукольный дом", "Привидения", "Пер Гюнт" с музыкой Эдварда Грига.
В наследии Генрика Ибсена – множество пьес, написанных на злобу дня. В его драмах нашли отражение и зарождавшийся феминизм, и политическая жизнь тогдашней Норвегии. Непреходящее значение творчества Ибсена заключается не в этом. Главным в его произведениях является напоминание о нравственной ответственности человека за тот выбор, который каждый делает в своей жизни.
Информационные ресурсы зала каталогов отдела формирования и каталогизации библиотечных фондов предоставляют читателям полную информацию о наличии в фонде библиотеки произведений Генрика Ибсена. Это полное собрание сочинений, собрание сочинений в 4-х томах, сборники драм и стихотворений, отдельные произведения; справочные издания и библиографические пособия знакомят с материалами о жизненном и творческом пути драматурга.
16.03.2023 | Просмотров: 482