Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Звени, звени, святая Русь!

Заседание клуба «Лотос»

19 апреля в дистанционном формате в клубе любителей поэзии «Лотос» состоялось заседание «Звени, звени, святая Русь!», посвященное светлому православному празднику Пасхе.

Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Этот день является центром всей традиции, истории и философии православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле.

В наши края праздник пришел вместе с христианством. После того как святой князь Владимир крестил Русь, Пасха стала важнейшим государственным событием. Торжества с тех пор длятся не менее трех дней. Иногда у русских князей, после удачных походов или рождения наследника, празднование продолжалось целую неделю.

День Воскресенья предварял Великий пост, продолжавшийся не менее сорока дней. Этот период времени наши предки использовали для духовного очищения. Большой популярностью пользовалось паломничество в монастыри. Простые крестьяне отправлялись пешком за много километров, чтобы прибыть в обитель еще во время поста. Там они исповедовались и встречали Пасху уже очищенными.

Во все времена, вплоть до конца первой четверти XX века, Пасха оставалась не только главным весенним праздником, но и самым центральным событием в календаре. Так было до начала двадцатых годов, когда атеизм превратился в государственную политику. Власти запрещали пасхальные литургии, противопоставляя Воскресенью Христовому свой аналог – День солидарности трудящихся.

Но уже в начале девяностых годов прошлого века все запреты были сняты, и в календаре опять появилось сразу несколько красных дней весной. Как и в старину, Пасха занимает главенствующее место среди всех религиозных событий. Даже глава государства в этот день посещает богослужение в Храме Христа Спасителя, в Москве.

Главным блюдом праздника выступает сдобный кулич, который сейчас принято называть «паской». Куличи пекут заранее и за день до праздника освещают в церкви. Наши предки паской называли совсем другое блюдо – сырную бабу. Для его приготовления использовали много куриных яиц и отборный творог. Отдельно пекли куличи. Паска имела форму пирамиды, что символизировало собой гору Голгофу, где похоронили Иисуса Христа. Поедание пасхи символизировало победу Христа над смертью. Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала.

Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором. Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью. Есть версия, что эта традиция продиктовано формой яйца – под мертвой оболочкой находится жизнь.

Сразу же после окончания праздничной литургии, начинались народные гулянья. Испокон веков ремесленники использовали народные гуляния, чтобы показать свою лучшую продукцию. Например, булочники в этот день пекли кулич гигантского размера прямо на площади и делили его между всеми желающими.

Кроме того, Воскресенье Христово также считалось отличным поводом для благотворительности. В этот день помогали всем, кто нуждался в помощи.

Замечательные пасхальные традиции нашли отражение и в литературе, и в искусстве. Пасха, Святое Воскресение Господне всегда занимала в творчестве русских писателей особое место: И. Шмелев «Лето Господне», В.Г. Короленко «Старый звонарь», М.Е. Салтыков-Щедрин «Христова ночь», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», статья Н.В. Гоголя «Святое Воскресение». В поэзии также многие авторы обращались к пасхальной тематике: В. Кюхельбекер «На Воскресение Христа», Ф. Тютчев «День православного Востока», И.А. Бунин «Христос воскрес!», К. Бальмонт «Вербы», М. Цветаева «Пасха в апреле», С. Есенин «Пасхальный благовест», И. Северянин «Пасха в Петербурге».

Донецкие поэты также отразили события, связанные с воскресением Христа, в своих произведениях: Владимир Чачанидзе «С бабушкой мы паски, паски выпекали», «Кидали камни те в Христа…»), Александр Гросов («Христос распят», «На Пасху в храме», «С праздником Пасхи!»), Людмила Логоша-Дубограй («Молитва», «Пасха», «Христос воскрес!», «Исповедь сердца»), Вера Белина («Рождение гимна миру»), Валентина Стегайлова («Когда я думаю о Пасхе», «Он воскрес»), Наталья Рачинская «Он спас от греха», «Прекрасен ты, Иисус», «Послание человеку»), Ольга Швидкая («Бог просветит тьму твою»).

В финале заседания прозвучали песни «Чудный день» и «Благодарю тебя, Господь!» в исполнении Натальи Рачинской и Ольги Швидкой.

19.04.2023 | Просмотров: 461

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей