Под звуки кружева: шедевры коклюшечного плетения
Заседание клуба любителей кружевоплетения и вязания «Чаровница»
Коклюшечное кружево – удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений. 24 апреля в рамках дистанционного заседания клуба любителей кружевоплетения и вязания «Чаровница» состоялась литературно-музыкальная композиция «Под звуки кружева: шедевры коклюшечного плетения».
В ходе встречи участницы рассмотрели основы плетения коклюшечного кружева, его особенности, варианты применения его в деталях одежды и аксессуаров, материалы и инструменты, необходимые в работе, сосредоточив особое внимание на знаменитых вологодских кружевах. А помогли в этом, предложенные к просмотру видеоматериалы, – экскурсия по музею кружева в Вологде, раскрывающая историю плетения кружева в России и создание кружевных изделий от рисунка до готовых шедевров ручной работы.
Кружева, сплетенные на коклюшках, имеют давнюю и интересную историю. Зародилось кружевоплетение более 300 лет назад в Европе. В Россию эта техника пришла в 17 веке. До 18 века кружево плели из золотых и серебряных нитей. Парча и бархат, золотая вышивка, жемчуг и драгоценные камни, изысканные кружева из золотых и серебряных нитей использовались для создания роскошной парадной одежды высшей знати и дворянства.
Коклюшечные кружева часто называют одним словом «вологодские». На самом деле существует несколько разновидностей этих кружев, имеющих свое название, свои особенности, так как, развиваясь в России в 17 губерниях, местные кружевницы привносили своё видение, технику, колорит в свои кружевные изделия и тем самым развивая, усиливая отличия кружев в каждой местности. В Вологодском кружеве непрерывно извивающийся растительный орнамент, образованный плотной полотнянкой-вилюшкой, имеет ажурную фоновую решетку из плетешков с отвивными петельками и плотных насновок, чаще всего продолговатой формы.
Сегодня многие пользуются кружевами и делают их своими руками. Любой желающий, проявив усидчивость и старание, может освоить азы этого прекрасного искусства. Процесс создания кружева на коклюшках совсем непрост, но и сегодня находятся рукодельницы, готовые неделями сидеть над филигранной работой. Такими мастерицами в клубе «Чаровница» являются кружевницы – Людмила Безнощенко, Тамара Шаповаленко и Вера Харина. Многие годы они популяризируют исконную технику коклюшечного плетения кружева.
«Плетение кружев на коклюшках – это кропотливая работа, требующая усидчивости и терпения, аккуратности и, конечно, много времени. Однако вся эта необыкновенная красота создается очень простыми действиями. Я бы сказала, что формула красоты кружева заключается всего в двух действиях: перевить и сплести! Сплести на коклюшках можно не только воротнички, манжеты, вставки, но и самостоятельные изделия: жилеты, пелерины, шляпы и многое другое», – подчеркнула опытная кружевница Людмила Безнощенко.
Обсуждая особенности плетения кружева на коклюшках, рукодельницы отметили, что, освоив основные элементы плетения, начинающие мастера могут выполнить практически любое коклюшечное кружево. Схемы и сколки найти сегодня не составляет особого труда. Мастера стараются создавать личные библиотеки наиболее востребованных узоров и охотно делятся своими наработками с другими рукодельницами.
Как всегда хорошим подспорьем в постижении основ кружевоплетения может стать литература из фондов библиотеки, представленная ведущим библиотекарем Еленой Подбороновой. Среди них – журналы «Дуплет» и «Аnna», книги Ю.В. Наумовой, Луизы де Гаспери Равера «Плетение на коклюшках», «Дамское рукоделие».
Следующая встреча в клубе состоится 8 мая и будет посвящена Дню Победы.
25.04.2023 | Просмотров: 515