Великая Отечественная война и судьба человека: художественный фильм «Чужое имя»
Киноклуб «Верность»
16 мая в дистанционном формате проходила новая программа киноклуба «Верность», в которой принимали участие Владимир Вербицкий (Донецк), Светлана Радионова (Макеевка), Лариса Федорченко (Ростов-на-Дону).
Программа посвящалась белорусскому военному кино и творчеству советского белорусского кинорежиссера Иосифа Абрамовича Шульмана.
Обозначая тему, ведущая программы Наталия Коротких сказала: «Участники киноклуба «Верность» открыли значимый пласт – белорусский кинематограф, посвященный Великой Отечественной войне и осмыслению ее последствий. В каждом фильме белорусские мастера погружают зрителей в трагические события войны, пронзительно рассказывают о судьбах людей, воплощают героические образы борющегося советского народа, его мужество и веру в Победу».
Обратившись к жизненному и творческому пути Иосифа Шульмана, ведущая подчеркнула, что кинорежиссер – участник войны. Он был штурманом и стрелком военного самолета, получил тяжелое ранение, награжден боевыми орденами и медалями. Зная о войне не понаслышке, Иосиф Шульман создавал правдивые фильмы, основанные на реальных событиях и собственных переживаниях. Его картина «Чужое имя» стала тем уникальным фильмом, в котором переплелись события военной и послевоенной жизни, детектив и психологическая драма характеров и судеб.
Интересно, что литературный материал фильма «Чужая жизнь» писали три сценариста: маститый Михаил Блейман и молодые Ари Ваксер и Михаил Баран. Рассказывая о творчестве сценариста, критика, теоретика кино Михаила Блеймана, ведущая представила его книгу «О кино – свидетельские показания» (Москва, 1973) из фонда отдела искусств. Это издание стало портретом ее автора, рассказавшего о режиссерах, сценаристах, актерах, с которыми он работал, об отечественном кинематографе разных эпох, о новаторских фильмах.
Художественный фильм «Чужое имя» проанализировала Лариса Федорченко. По ее словам, в основе событий фильма – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1955 года: «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны». Эта амнистия означает, если ты не каратель, расстреливавший гражданское население, то можешь спать спокойно. Но герой фильма, подозреваемый в подмене личности, прекрасно зная об Указе, спокойно спать не может – совесть не позволяет. Муки совести человека, совершившего в годы войны подвиг, но вынужденного жить под чужим именем, как в хорошем детективе, выливаются в необычную историю. Так случается в жизни, когда примеры героизма перерождают и вдохновляют человека, делают его смелым и решительным.
Динамичный фильм с увлекательным сюжетом рассказывает о сложных переплетениях человеческих судеб, о том, что война и связанная с ней опасность обнажают в человеке основу характера, создают героев из, казалось бы, сомнительных людей,-
выразила Лариса Федорченко.
Лариса Ивановна рассказала об актере, воплотившем центральный образ в картине «Чужое имя», Юрии Дмитриевиче Саранцеве – народном артисте РФ, актере кино и дубляжа. Актер снимался в более чем 120 советских и российских фильмах, самые известные среди которых: «Педагогическая поэма», «Преступление и наказание», «В бой идут одни «старики», «Планета бурь», «Любовь с привилегиями». В социальной драме «Жизнь прошла мимо» Юрий Саранцев прожил судьбу бывшего преступника, сумевшего изменить свою жизнь и не желающего вспоминать прошлое.
Возвращаясь к фильму «Чужое имя», участники встречи отметили операторскую работу Олега Авдеева. Он снял картину не просто интересно, но и глубоко, образно. В фильме есть сцена, где солнечный свет исполняет замысловатый магический танец, словно зыбкая пелена времени на миг приоткрывает завесу в прошлое, чтобы герои узнали правду.
В завершении программы Светлана Радионова почитала любимые стихи патриотического звучания современных авторов.
17.05.2023 | Просмотров: 318