Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Вологодское кружево – красота Русского Севера

Встреча в клубе имени И. Ф. Яхно ко Дню вологодского кружева

21 мая состоялась дистанционная встреча в клубе по изучению народных традиций им. Изольды Яхно, посвященная Дню вологодского кружева, который отмечается 27 мая.

Основываясь на изданиях по декоративно-прикладному искусству, ведущая программы Елена Груздева рассказала об истории возникновения искусства кружевоплетения. В Россию ремесло кружевоплетения попало из Европы XVI – XVII веках. Вскоре оно распространилось по многим уголкам страны. В большинстве усадеб Вологодской губернии появились кружевные фабрики, где трудились мастерицы, создавая воздушные кружевные узоры для продажи в Москве и Санкт-Петербурге.

Слово «кружево» происходит от глагола «окружать». Первоначально кружевом украшали края платья. В XIX веке вологодское кружево стало популярным промыслом. Кружевом украшали не только изысканные наряды знати, но и народный костюм. В народном костюме использовались традиционные узоры – геометрической формы, изображения фантастических зверей и птиц, цветочные орнаменты, знаки-обереги.

Гостья программы донецкая художница Елена Валерьевна Матвеева поведала о том, что плели кружево на подушке-валике, которая называется «куфтырь». Это набитый соломой барабан, укрепленный на специальной подставке – розножке. На него накладывали склок – рисунок на гладкой бумаге со схемой кружева. Нити накручивались на коклюшки, которые изготавливались из березы или можжевельника. В зависимости от сложности узора, число коклюшек могло быть несколько сотен. Мастерица ловко работала коклюшками, обвивая нити вокруг булавок. Так рождался кружевной узор. В процессе работы коклюшки издавали мелодичный перезвон.

Елена Валерьевна, удивила присутствующих рассказом о том, что сама владеет навыками плетения кружев на коклюшках.

Мастер традиционной народной вышивки Татьяна Дмитриевна Селиванова напомнила о том, что в прошлом для плетения кружева использовались преимущественно льняные нити, а с конца XIX века – хлопчатобумажные. В начале XX века в Вологде возникла своя кружевная школа.

В продолжение беседы ведущая программы познакомила участников встречи с изданиями из фонда библиотеки, посвященными известному во всём мире народному промыслу – вологодскому кружеву.

Книга В.А. Фалеевой «Русское плетеное кружево» (Ленинград, 1983) знакомит с историей кружевоплетения, его художественными и техническими особенностями.

Раритетный альбом «Вологодское кружево» (Москва, 1962) содержит ценные сведения о возникновении и развитии вологодского кружевного промысла.

Альбом Л.В. Ефимовой «Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея» (М., 1985) содержит иллюстрации кружевных фрагментов народного и светского костюма горожан, церковных атрибутов и облачения, свадебных аксессуаров, предметов интерьера.

Фундаментальное издание Б. Шапиро «История кружева: как культурный текст» (Москва, 2018) рассматривает популярные виды русского и западноевропейского кружева.

Мастер народного творчества Харина Вера Владимировна показала свои изысканные работы, выполненные на коклюшках.

Участницы дистанционной встречи отметили: «Кружево – это мода на все времена. Тонкая, совершенная и непревзойденная красота покорит любое сердце».

21.05.2023 | Просмотров: 369

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей