Вологодское кружево – красота Русского Севера
Встреча в клубе имени И. Ф. Яхно ко Дню вологодского кружева
21 мая состоялась дистанционная встреча в клубе по изучению народных традиций им. Изольды Яхно, посвященная Дню вологодского кружева, который отмечается 27 мая.
Основываясь на изданиях по декоративно-прикладному искусству, ведущая программы Елена Груздева рассказала об истории возникновения искусства кружевоплетения. В Россию ремесло кружевоплетения попало из Европы XVI – XVII веках. Вскоре оно распространилось по многим уголкам страны. В большинстве усадеб Вологодской губернии появились кружевные фабрики, где трудились мастерицы, создавая воздушные кружевные узоры для продажи в Москве и Санкт-Петербурге.
Слово «кружево» происходит от глагола «окружать». Первоначально кружевом украшали края платья. В XIX веке вологодское кружево стало популярным промыслом. Кружевом украшали не только изысканные наряды знати, но и народный костюм. В народном костюме использовались традиционные узоры – геометрической формы, изображения фантастических зверей и птиц, цветочные орнаменты, знаки-обереги.
Гостья программы донецкая художница Елена Валерьевна Матвеева поведала о том, что плели кружево на подушке-валике, которая называется «куфтырь». Это набитый соломой барабан, укрепленный на специальной подставке – розножке. На него накладывали склок – рисунок на гладкой бумаге со схемой кружева. Нити накручивались на коклюшки, которые изготавливались из березы или можжевельника. В зависимости от сложности узора, число коклюшек могло быть несколько сотен. Мастерица ловко работала коклюшками, обвивая нити вокруг булавок. Так рождался кружевной узор. В процессе работы коклюшки издавали мелодичный перезвон.
Елена Валерьевна, удивила присутствующих рассказом о том, что сама владеет навыками плетения кружев на коклюшках.
Мастер традиционной народной вышивки Татьяна Дмитриевна Селиванова напомнила о том, что в прошлом для плетения кружева использовались преимущественно льняные нити, а с конца XIX века – хлопчатобумажные. В начале XX века в Вологде возникла своя кружевная школа.
В продолжение беседы ведущая программы познакомила участников встречи с изданиями из фонда библиотеки, посвященными известному во всём мире народному промыслу – вологодскому кружеву.
Книга В.А. Фалеевой «Русское плетеное кружево» (Ленинград, 1983) знакомит с историей кружевоплетения, его художественными и техническими особенностями.
Раритетный альбом «Вологодское кружево» (Москва, 1962) содержит ценные сведения о возникновении и развитии вологодского кружевного промысла.
Альбом Л.В. Ефимовой «Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея» (М., 1985) содержит иллюстрации кружевных фрагментов народного и светского костюма горожан, церковных атрибутов и облачения, свадебных аксессуаров, предметов интерьера.
Фундаментальное издание Б. Шапиро «История кружева: как культурный текст» (Москва, 2018) рассматривает популярные виды русского и западноевропейского кружева.
Мастер народного творчества Харина Вера Владимировна показала свои изысканные работы, выполненные на коклюшках.
Участницы дистанционной встречи отметили: «Кружево – это мода на все времена. Тонкая, совершенная и непревзойденная красота покорит любое сердце».
21.05.2023 | Просмотров: 369