Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Я – поэт!

Выставка документов к 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского

19 июля в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам открывается книжная выставка «Я – поэт!», посвященная 130-летию со дня рождения поэта Владимира Маяковского.

В каждом поколении рождаются люди сильные, с «высокими» помыслами: вожди, полководцы, правители – созданные, чтобы вести вперед народы.

И в этот ряд встал Поэт. Человек, которого можно назвать голосом Революции. Человек-знамя, человек-буря, человек-молот, разрушающий старый мир. Вот каким был Владимир Маяковский.

Его творчество по-разному оценивается в современном мире. Однако никакой другой поэт не вызывает такого к себе такого притяжения и одновременно безуспешного стремления парализовать это притяжение, направив его в русло, прямо противоположное тому, которое проложил великий поэт.

Владимир Маяковский всегда говорил правду, и к нему прислушивалась вся страна, предугадать его отношение к надвигающейся эпохе Великих репрессий было сложно.

Маяковский обладал феноменальной памятью. Многое из того, что будущий поэт в детстве со свойственной возрасту страстью познавал, впитывал, читал, видел, слышал, запало ему в память и в дальнейшем, так или иначе, отразилось в стихах.

В 12-ти томное «Собрание сочинений» (Москва, 1978) Владимира Маяковского включены поэмы, пьесы, киносценарии, стихотворения разных лет, памфлеты, очерки, зарисовки, статьи, заметки, выступления.

До 3 класса гимназии мальчик был круглым отличником и тихоней, обнаруживал художественные способности.

Расправы с грузинскими рабочими в Кутаиси перевернули впечатлительную душу Володи, и в 1905 году Маяковский уже распространяет большевистские прокламации и занимается пропагандой – «Грузины были мои друзья».

В 1908 году он вступает в ряды РДРСП, занимается агитацией среди рабочих, готовит и распространяет нелегальную литературу. В 1909 году поэт провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. После освобождения молодым Маяковским овладела идея – создать революционное, новое искусство.

Будущий поэт пробует себя как художник – занимается в студии Строгановского училища, где знакомится с Давидом Бурлюком, основателем русского футуризма, который стал для Маяковского лучшим другом, поддержал его и помог. В 1912 году проходят первые публичные чтения Маяковского – он выступает в кафе «Бродячая собака», покоряя слушателей необычной, «кричащей» ритмикой стихов и богатейшим, выразительным басом.

В сборник «Люблю» (Москва, 1998) включены стихи, поэмы, пьесы и письма Маяковского, а также отрывки из стихов, статей, писем, воспоминаний и откликов современников-друзей и врагов поэта.

В 1913 году выходят его стихи в сборнике футуристов «Пощечина общественному мнению», в этом же году же Маяковский с друзьями колесит по стране, дискутируя на всех литературных площадках о форме и сути нового искусства.

Он знакомится с Ходасевичем, Чуковским, Горьким и Репиным, пробует свои силы на сцене и в кинематографе.

Понемногу ухаживает за молоденькой Эльзой Каган (будущей писательницей Эльзой Триоле), через два года знакомится с ее старшей сестрой Лилей Каган, в замужестве Брик, – и находит величайшую любовь своей жизни.

Сборник Ваксберга А.И. «Лиля Брик. Жизнь и судьба» (Москва, 1999) – об одной из самых магических женщин, сводящей с ума мужчин, миновавшей рифы Кремля и Лубянки и устоявшей перед всеми ветрами жестокого ХХ века.

Молодой блестящий поэт, человек большого таланта, новатор и реформатор стиха, бунтарь и романтик увидел в Революции сначала также романтику, затем – объективную необходимость и самоотверженно бросился к ней в услужение.

Постепенно он втягивается в ее круговерть, становится глашатаем насилия и демагогии и служит уже не Революции, а власти.

Здесь он растрачивает всю свою энергию и весь свой талант, попадает в тиски цензуры и бюрократии, видит несостоятельность тех идеалов, которым служил, мучается совестью, мучается раскаянием, обо всем сожалеет и в полном отчаянии кончает жизнь самоубийством.

Будоражащая и вызывающая споры книга «Воскресение Маяковского» (Москва, 2008) Юрия Карабчиевского, посвященная первому поэту тоталитарной эпохи, опрокидывает многие устоявшиеся представления о Маяковском. Она побуждает к размышлениям о личности, судьбе и творчестве этого неординарного человека, обладавшего высоким поэтическим мастерством.

В личной жизни, в быту Маяковский был предельно, щепетильно честным, порядочным и обязательным человеком. Верным другом, преданным товарищем, человеком слова и очень ранимым, очень уязвимым и беззащитным.

Человек редчайшей чуткости к страждущей душе, Маяковский как личную трагедию воспринимал все неблагополучие, дисгармонию, неустранимую конфликтность реального мира.

Двадцатые годы он без передышки колесил по стране и по миру, читал стихи, проповедовал Революцию, говорил, убеждал и кричал. И могучий организм начал сдавать. У Маяковского развился «невроз чистоты». Он постоянно мыл руки, боялся подхватить какую-нибудь инфекцию, ждал болезней от каждого прыщика.

К 36 годам Владимир Маяковский стал одним из самых известнейших поэтов СССР: его любил простой народ, не отвергала власть. Был режиссером, снял пару кинокартин и сыграл в них, а также он известный автор агитплакатов, можно сказать, что стоял у истоков советской рекламы, за что его неоднократно критиковали коллеги-поэты.

Литературное наследие Маяковского поистине бесценно. Его отличает ярко выраженный слог, написанный знаменитой «лесенкой», которая стала своеобразной «визитной карточкой».

Марина Цветаева, много размышлявшая о поэтическом творчестве, о назначении Поэта, писала: «Говоря о <…> Маяковском, придется помнить не только о веке, нам непрестанно придется помнить на век вперед.… И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед… Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом долго еще нас будет ждать».

ХХ век показал, сколь причудливо, совсем не прямолинейно, даже трагично, со сбоями может быть движение колеса истории…

И по-прежнему где-то впереди, в будущем, ждет нас и наших внуков поэт Маяковский. Но ждет не вообще – в будущем, а только – в светлом будущем человечества.

Выставка документов будет действовать до 27 июля.

18.07.2023 | Просмотров: 401

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей