Один из наиболее значительных представителей раннего барокко
Выставка документов к 440-летию со дня рождения Джироламо Фрескобальди, итальянского композитора
13 сентября в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная Джироламо Фрескобальди, итальянскому композитору и клавесинисту эпохи позднего Ренессанса и раннего барокко. Фрескобальди считают основоположником итальянской органной и клавирной школы, а его сочинения – кульминацией в развитии органной музыки.
Фрескобальди обладал неповторимым композиторским почерком. Музыковеды отмечают, что для него была характерна стилистика «взволнованного стиля с гармоническими новшествами, разнообразием фактурных приемов, импровизационной свободой, искусством варьирования». Поздние музыкальные произведения до сих пор находятся в виде рукописей.
Август Вильгельм Амброс, австрийский музыкальный историк и критик писал: «Под руками Фрескобальди впервые раскрылось все великолепие и величие органа. В его органных пьесах всюду пылает огонь гения; разнообразные формы растут, красочно развиваясь в большое целое. В них запечатлены мощная сила, энергичная жизнь; ничего миниатюрного или мелкого – совершенные, глубокого смысла композиции, гениально разрешенные трудные фактурные задачи…».
С жизнью и творчеством композитора знакомят книги: Галацкая В. «Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 1» (Москва, 1985), Розеншильд К. «История зарубежной музыки. Вып. 1» (Москва, 1978) и другие.
Фрескобальди был великолепным исполнителем и импровизатором. Большую часть жизни он работал органистом в соборе Святого Петра в Риме. Свой первый сборник сочинений Фрескобальди выпустил в 1608. Одно из самых важных и лучших его изданий – сборник литургической органной музыки «Музыкальные цветы». В его наследии – в основном инструментальная музыка для клавесина и органа во всех известных тогда жанрах.
Отдел искусств предлагает нотные издания произведений композитора: «Итальянская клавирная музыка для фортепиано» (Москва, 1969-1975).
Фрескобальди писал также вокальную музыку – мадригалы и хоровые церковные произведения. С ними можно ознакомиться в сборниках «Хрестоматия для фортепиано» (Москва, 1987) и «Музыка для детей» (Москва, 1987).
Танцевальная музыка композитора представлена в сборниках «Альбом старинных танцев» (Санкт-Петербург, 2012) и «Старинные танцы Европы и пьесы в форме танцев (Москва, 2004).
Произведения Джироламо Фрескобальди переложили для струнных, духовых, народных и других музыкальных инструментов, вошедших в следующие сборники: «Педагогический репертуар домриста» (Москва, 1980), «Баян в музыкальном училище» (Москва, 1988), «Старинная музыка для блокфлейты» (Москва, 1984), «Пьесы зарубежных композиторов для виолончели и фортепиано» (Санкт-Петербург, 2003).
Музыка Фрескобальди по своему стилю вышла за рамки римской творческой школы. Сочинения композитора оказали существенное влияние на развитие не только итальянской, но и всей западноевропейской музыки.
Ознакомиться с предложенной литературой, а также аудиозаписями произведений композитора на виниловых пластинках можно в отделе искусств библиотеки.
13.09.2023 | Просмотров: 302