Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Один из наиболее значительных представителей раннего барокко

Выставка документов к 440-летию со дня рождения Джироламо Фрескобальди, итальянского композитора

13 сентября в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная Джироламо Фрескобальди, итальянскому композитору и клавесинисту эпохи позднего Ренессанса и раннего барокко. Фрескобальди считают основоположником итальянской органной и клавирной школы, а его сочинения – кульминацией в развитии органной музыки.

Фрескобальди обладал неповторимым композиторским почерком. Музыковеды отмечают, что для него была характерна стилистика «взволнованного стиля с гармоническими новшествами, разнообразием фактурных приемов, импровизационной свободой, искусством варьирования». Поздние музыкальные произведения до сих пор находятся в виде рукописей.

Август Вильгельм Амброс, австрийский музыкальный историк и критик писал: «Под руками Фрескобальди впервые раскрылось все великолепие и величие органа. В его органных пьесах всюду пылает огонь гения; разнообразные формы растут, красочно развиваясь в большое целое. В них запечатлены мощная сила, энергичная жизнь; ничего миниатюрного или мелкого – совершенные, глубокого смысла композиции, гениально разрешенные трудные фактурные задачи…».

С жизнью и творчеством композитора знакомят книги: Галацкая В. «Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 1» (Москва, 1985), Розеншильд К. «История зарубежной музыки. Вып. 1» (Москва, 1978) и другие.

Фрескобальди был великолепным исполнителем и импровизатором. Большую часть жизни он работал органистом в соборе Святого Петра в Риме. Свой первый сборник сочинений Фрескобальди выпустил в 1608. Одно из самых важных и лучших его изданий – сборник литургической органной музыки «Музыкальные цветы». В его наследии – в основном инструментальная музыка для клавесина и органа во всех известных тогда жанрах.

Отдел искусств предлагает нотные издания произведений композитора: «Итальянская клавирная музыка для фортепиано» (Москва, 1969-1975).

Фрескобальди писал также вокальную музыку – мадригалы и хоровые церковные произведения. С ними можно ознакомиться в сборниках «Хрестоматия для фортепиано» (Москва, 1987) и «Музыка для детей» (Москва, 1987).

Танцевальная музыка композитора представлена в сборниках «Альбом старинных танцев» (Санкт-Петербург, 2012) и «Старинные танцы Европы и пьесы в форме танцев (Москва, 2004).

Произведения Джироламо Фрескобальди переложили для струнных, духовых, народных и других музыкальных инструментов, вошедших в следующие сборники: «Педагогический репертуар домриста» (Москва, 1980), «Баян в музыкальном училище» (Москва, 1988), «Старинная музыка для блокфлейты» (Москва, 1984), «Пьесы зарубежных композиторов для виолончели и фортепиано» (Санкт-Петербург, 2003).

Музыка Фрескобальди по своему стилю вышла за рамки римской творческой школы. Сочинения композитора оказали существенное влияние на развитие не только итальянской, но и всей западноевропейской музыки.

Ознакомиться с предложенной литературой, а также аудиозаписями произведений композитора на виниловых пластинках можно в отделе искусств библиотеки.

13.09.2023 | Просмотров: 302

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей