«Фауст и город»
Наши редкости
Одна из значимых фигур в русской истории – Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933). Революционер, государственный деятель, поэт, драматург, человек, посвятивший себя служению народу и культуре.
23 ноября отмечается его день рождения, в связи с этим событием в нашей рубрике представляем книгу, которая является частью его писательского таланта, – драму для чтения «Фауст и город».
Вначале стоит упомянуть о биографии Луначарского, точнее о 12 годах на посту народного комиссара просвещения РСФСР. Заслуги Анатолия Васильевича в области просвещения и сохранения русской культуры признавали даже оппоненты большевиков. Он внес значительный вклад в ликвидацию безграмотности в России. Даже в период Гражданской войны в условиях голода и разрухи большинство школ продолжало работать. К 1927 году около 10 млн взрослых жителей СССР были обучены грамоте. Много делал А.В. Луначарский для сохранения и развития театров, сумел наладить контакты с руководством Академии наук. Также занимался просветительской деятельностью в области музыкального искусства как до революции, так и после нее. Он писал к театральным программам статьи, излагая для нового, неподготовленного слушателя содержание русских опер. Благодаря ему были сохранены консерватории в Петрограде и Москве, получившие государственную поддержку. Как комиссар Наркомпроса он пытался сделать беспартийную интеллигенцию частью советского общества и таким образом перешагнуть ту пропасть, которая отделяла интеллигенцию от масс в русском обществе в конце XIX и начале XX века.
В нашей библиотеке его произведение «Фауст и город» представлено первым изданием, вышедшим 105 лет назад. Сама драма была задумана Анатолием Васильевичем в 1906 г., закончена в 1910 г., издана уже со значительной переработкой в 1918 г. в Петрограде. Замысел ее автор обсуждал с М. Горьким на острове Капри в 1908 г.
Тема Фауста занимала А.В. Луначарского не только как драматурга и переводчика отрывков из «Фауста» Гёте, но и как критика, автора статей и рецензий на данную тему. Отталкиваясь от 2-й части «Фауста», он по-своему развил мотив создания «великого города» и превратил сотворенный Фаустом город Тротцбург в символ нового свободного общества. Драма А.В. Луначарского построена на столкновении идей просвещенного абсолютизма (Фауст) и демократии (горожане, стремящиеся к народной власти). Конфликт между ними разрешается путем преодоления Фаустом своей отчужденности от народа и, что не менее важно, осознания последним того, что и ему, народу, не обойтись без Фауста как подлинного творца, воплощающего в себе культурно-историческое начало. Тем самым автор воспроизвел тот вариант взаимоотношений народа и интеллигенции, который станет жизненной необходимостью после исторического переворота 1917 г. и которого он сам придерживался как представитель новой власти. Наличие в пьесе аллегорических образов Бунта и Зависти лишь усиливало ее связь с революционной современностью.
Первое издание драмы отличается своим полиграфическим качеством и художественными образами в исполнении русского, советского художника и графика Сергея Чехонина. Обложка и несколько иллюстраций подчеркивают одну из идей произведения о невозможности анархии. Художник изображает анархию хаосом (красное вверху), мечущим молнии в «слиянный труд», выраженный стройным частоколом фабричных труб и согласованным победным дымом из этих труб.
В 2014 г. в количестве 100 экз. «Свое издательство» спустя 96 лет переиздает в репринтном исполнении работу А.В. Луначарского с сатирической аннотацией: «То ли в 1906, то ли в 1910, то ли еще в каком-то году Анатолий Луначарский написал пафосный революционный фанфик по «Фаусту», а в 1918 г. в Петрограде его роскошно издали с вот такими двухцветными иллюстрациями Сергея Чехонина – чего же еще было делать в Петрограде в 1918 году. А мы – чего же еще делать в Петербурге в 2014 году – сделали по привычке репринт».
23.11.2023 | Просмотров: 250