Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

«Фауст и город»

Наши редкости

Одна из значимых фигур в русской истории – Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933). Революционер, государственный деятель, поэт, драматург, человек, посвятивший себя служению народу и культуре.

23 ноября отмечается его день рождения, в связи с этим событием в нашей рубрике представляем книгу, которая является частью его писательского таланта, – драму для чтения «Фауст и город».

Вначале стоит упомянуть о биографии Луначарского, точнее о 12 годах на посту народного комиссара просвещения РСФСР. Заслуги Анатолия Васильевича в области просвещения и сохранения русской культуры признавали даже оппоненты большевиков. Он внес значительный вклад в ликвидацию безграмотности в России. Даже в период Гражданской войны в условиях голода и разрухи большинство школ продолжало работать. К 1927 году около 10 млн взрослых жителей СССР были обучены грамоте. Много делал А.В. Луначарский для сохранения и развития театров, сумел наладить контакты с руководством Академии наук. Также занимался просветительской деятельностью в области музыкального искусства как до революции, так и после нее. Он писал к театральным программам статьи, излагая для нового, неподготовленного слушателя содержание русских опер. Благодаря ему были сохранены консерватории в Петрограде и Москве, получившие государственную поддержку. Как комиссар Наркомпроса он пытался сделать беспартийную интеллигенцию частью советского общества и таким образом перешагнуть ту пропасть, которая отделяла интеллигенцию от масс в русском обществе в конце XIX и начале XX века.

В нашей библиотеке его произведение «Фауст и город» представлено первым изданием, вышедшим 105 лет назад. Сама драма была задумана Анатолием Васильевичем в 1906 г., закончена в 1910 г., издана уже со значительной переработкой в 1918 г. в Петрограде. Замысел ее автор обсуждал с М. Горьким на острове Капри в 1908 г.

Тема Фауста занимала А.В. Луначарского не только как драматурга и переводчика отрывков из «Фауста» Гёте, но и как критика, автора статей и рецензий на данную тему. Отталкиваясь от 2-й части «Фауста», он по-своему развил мотив создания «великого города» и превратил сотворенный Фаустом город Тротцбург в символ нового свободного общества. Драма А.В. Луначарского построена на столкновении идей просвещенного абсолютизма (Фауст) и демократии (горожане, стремящиеся к народной власти). Конфликт между ними разрешается путем преодоления Фаустом своей отчужденности от народа и, что не менее важно, осознания последним того, что и ему, народу, не обойтись без Фауста как подлинного творца, воплощающего в себе культурно-историческое начало. Тем самым автор воспроизвел тот вариант взаимоотношений народа и интеллигенции, который станет жизненной необходимостью после исторического переворота 1917 г. и которого он сам придерживался как представитель новой власти. Наличие в пьесе аллегорических образов Бунта и Зависти лишь усиливало ее связь с революционной современностью.

Первое издание драмы отличается своим полиграфическим качеством и художественными образами в исполнении русского, советского художника и графика Сергея Чехонина. Обложка и несколько иллюстраций подчеркивают одну из идей произведения о невозможности анархии. Художник изображает анархию хаосом (красное вверху), мечущим молнии в «слиянный труд», выраженный стройным частоколом фабричных труб и согласованным победным дымом из этих труб.

В 2014 г. в количестве 100 экз. «Свое издательство» спустя 96 лет переиздает в репринтном исполнении работу А.В. Луначарского с сатирической аннотацией: «То ли в 1906, то ли в 1910, то ли еще в каком-то году Анатолий Луначарский написал пафосный революционный фанфик по «Фаусту», а в 1918 г. в Петрограде его роскошно издали с вот такими двухцветными иллюстрациями Сергея Чехонина – чего же еще было делать в Петрограде в 1918 году. А мы – чего же еще делать в Петербурге в 2014 году – сделали по привычке репринт».

23.11.2023 | Просмотров: 250

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей