Мастер грузинского кино
Киноклуб «Верность» к 100-летию со дня рождения Тенгиза Абуладзе
23 января состоялась программа донецкого киноклуба «Верность», посвященная творчеству Тенги́за Евге́ньевича Абула́дзе, советского и грузинского кинорежиссера, народного артиста СССР. Программу сопровождала выставка изданий «Поэтика и колорит грузинского кино».
Вехи жизни и творчества Тенгиза Абуладзе осветила ведущая программы Наталия Коротких. Она рассказала, какую школу он прошел: учился на режиссерском факультете Тбилисского театрального института на курсе Товстоногова, во ВГИКе. По признанию Абуладзе: «Георгий Александрович Товстоногов дал мне как режиссеру очень много. В моих картинах – доля его опыта, знаний, таланта… Он научил любить актера, понимать его возможности, уважать его фантазию, а главное – ценить человеческое достоинство». Во ВГИКе учителями Тенгиза Абуладзе были многие: Кулешов, Хохлова, Юткевич, также Эйзенштейн и Довженко.
Обратившись к творчеству кинорежиссера Тенгиза Евге́ньевича, ведущая рассказала, как складывалась дружба Абуладзе и Чхеидзе, их творческий тандем на киностудии «Грузия-фильм». Поначалу снимали документальные очерки. В художественный кинематограф они вошли совместным короткометражным фильмом «Лурджа Магданы». О классовых противоречиях в обществе молодые кинорежиссеры рассказали бытовым языком, соединив его с высоким стилем романтики. Уже в первом фильме улавливаются приметы поэтического кинематографа, который так увлечет Тенгиза Абуладзе в дальнейшем. А тяготение к психологической драме – это мир Резо Чхеидзе. Каждый привнес в картину свою индивидуальность. И получился фильм, воспевающий любовь к родной земле и ее народу. Далее режиссеры-друзья будут создавать фильмы индивидуально, каждый в своей стилистике.
Наталия Коротких проанализировала поэтику и образный мир кинотрилогии Тенгиза Абуладзе, снискавшей мировое признание, – «Мольба», «Древо желания», «Покаяние». В стилистике поэтической философской притчи был создан фильм «Мольба». В его основе – поэтические творения грузинского поэта Важа Пшавела, в которых заложены вечные философские истины, история кровавой вражды христианских и мусульманских племен, милосердие, которое стремится предотвратить братоубийство. В поисках новой поэтики, соединения эксцентрики народного сказа и философской притчи рождается следующий фильм трилогии – «Древо желания», повествующий о дореволюционной жизни грузинской деревни. Романтическая история молодых влюбленных погружена режиссером в причудливый фантастический мир, где каждый характер – это судьба. К заключительному фильму трилогии «Покаяние» Тенгиз Евге́ньевич шел всю жизнь, и эта картина стала итоговой в его творчестве.
«В каждой картине трилогии Тенгиза Абуладзе гибнут носители добра и справедливости. Олицетворением светлого начала становится женщина как продолжательница жизни на земле. Это Дева из «Мольбы», красавица Марита из «Древа желания», жена художника из «Покаяния». Сама гибель добра в фильмах Абуладзе становится нравственной победой над злом», – подытожила Наталия Коротких.
Для просмотра и обсуждения был предложен ранний фильм грузинского кинорежиссера «Я, бабушка, Илико и Илларион». Перенеся произведение Думбадзе на большой экран, Т. Абуладзе создал нежный и грустный фильм в жанре трагикомедии. Тонко, с переплетением иронии и грусти в фильме рассказывается о жизни в обычном грузинском селе, о судьбе подростка Зурико. В людях и событиях, происходящих в этом селе, отразились события всей великой советской страны в военное и послевоенное время.
Гость киноклуба донецкий поэт, автор-исполнитель Дмитрий Макарчук, обсуждая просмотренный фильм «Я, бабушка, Илико и Илларион» отметил образ главного героя – подростка Зурико. Его лучшие человеческие качества воспитаны близкими, окружающими его людьми. Окончив университет, Зурико возвращается в деревню, к своим истокам, чтобы продолжать дело предков. Так и утверждаются традиции, духовная жизнь – от поколения к поколению. Участникам программы Дмитрий Макарчук подарил песню Булата Окуджавы «Памяти Дениса Давыдова».
Донецкий поэт, автор-исполнитель Юрий Черепахин поблагодарил организаторов за выбор прекрасного фильма, утверждающего ценности гуманизма, мира, любви и добра. В исполнении Юрия Черепахина прозвучала новая авторская песня «Послевоенное» («Взошла на трон всесильная Любовь…).
24.01.2024 | Просмотров: 238