Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Мастер и волшебник театра

Выставка документов к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда

6 февраля в отделе искусств открылась выставка документов «Мастер и волшебник театра», посвященная творчеству Всеволода Мейерхольда, театрального режиссёра, актёра, педагога.

9 февраля отмечается знаменательная дата: 150-летие со дня рождения легендарного мастера, занимающего достойное место в ряду основоположников русского и советского театрального искусства. Ярким, талантливым был творческий путь Всеволода Эмильевича Мейерхольда: актер Московского Художественного театра, режиссер «Театра-Студии» в Москве, главный режиссер Театра В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге, режиссер Александринского и Мариинского театров, постановщик экспериментальных спектаклей – основные этапы его деятельности до революции. Созданный режиссером в Москве в 1920 году Театр РСФСР был революционно-экспериментальным. Благодаря неустанным творческим поискам Мейерхольда каждый поставленный им спектакль говорил новое слово, возбуждал горячие споры, становился художественным событием.

Личную и творческую биографию выдающегося режиссера освещает издание К.Л. Рудницкого «Мейерхольд» (Москва, 1981) из серии «Жизнь в искусстве». Автор анализирует работу над постановками лучших спектаклей Всеволода Мейерхольда: «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Лес» А.Н. Островского, «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина. Дается описание наиболее ярких сцен их спектаклей и приемов работы с актерами. Театральная деятельность Мейерхольда также представлена в книге Константина Рудницкого «Режиссер Мейерхольд» (Москва, 1969).

Экспозицию продолжает издание Юрия Елагина из серии «Биография – "Всеволод Мейерхольд. Темный гений"» (Москва, 1998). Автор книги отражает время, в которое жил и творил режиссер. После 1917 года Всеволод Мейерхольд становится вождем «Театрального Октября», лидером советского театрального искусства. Прозванный Робеспьером, беспощадный преследователь «контрреволюции на театральном фронте», Мейерхольд сам был объявлен контрреволюционером и агентом империализма. В книге переплетаются события революционного времени, жизнь и творчество знаменитого режиссера, его трагическая судьба.

Издание Давида Золотницкого «Мейерхольд. Роман с Советской властью» (Москва, 1999) рассказывает о режиссере, который был в авангарде советского искусства – созданный им Театр Революции стал театром боевого политического спектакля, организатором нового актуального репертуара. На страницах издания также рассказывается и о его родном детище – ГОСТИМе (Государственном театре им. Мейерхольда), лучшие спектакли разных лет которого вошли в «золотой фонд» новаторского советского театрального искусства.

Значимое место в экспозиции занимают издания, раскрывающие богатую личность Мейерхольда, постоянно развивающуюся, полную передовых устремлений, творческих идей и планов. Особенно ярко этот пласт выражен в статьях и переписке режиссера, в воспоминаниях современников.

Двухтомное издание «В.Э. Мейерхольд. 1891–1917» и «Мейерхольд. 1917–1939» (Москва, 1968) включает статьи, письма, речи, беседы мастера и раскрывает его как ученика Немировича-Данченко и Станиславского; актера, внушающего симпатию Чехову и ведущего с ним переписку; режиссера, сумевшего обновить два императорских театра Петербурга и своим искусством восхитить Блока. После таких театральных достижений Всеволод Мейерхольд с новым коллективом единомышленников и с участием Маяковского разыгрывает перед ошеломленными театралами первый поистине революционный спектакль – «Мистерия-буфф». Издание дает полное представление о том, как воплощал свои идеи в искусстве Всеволод Мейерхольд.

«Встречи с Мейерхольдом» – раздел выставки, в который вошли издания драматурга Александра Гладкова, близко знавшего выдающегося режиссера и актера Эраста Гарина, которому посчастливилось работать с мастером.

Уникальный опыт профессиональной подготовки актеров представляет пособие Веры Полищук «Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд» (Москва, 2010), куда входит тренинг «биомеханика» великого экспериментатора. Освоение метода Мейерхольда позволяет научиться управлять своим телом и внутренней энергией творца.

Завершают экспозицию издания, раскрывающие тему «Мейерхольд в кино», «Мейерхольд и музыкальный театр», являющие масштаб творческих устремлений режиссера-новатора, крупнейшего мастера сцены, определившего театральный облик XX века.

06.02.2024 | Просмотров: 267

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей