Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Беспредметное искусство

Выставка документов к 145-летию со дня рождения Казимира Малевича

20 февраля в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная творчеству Казимира Малевича. 23 февраля отмечается 145 лет со дня рождения выдающегося мастера авангарда.

Казимир Северинович Малевич – знаковая фигура в культуре XX века. Он принадлежит к художникам, кардинально изменившим представления об искусстве, его целях, возможностях, способах высказывания. Казимир Малевич стал основоположником не только русского, но и мирового современного искусства.

В первую очередь, Казимир Малевич известен как автор «Черного квадрата», который стал символом течения супрематизм, потрясшего основы реалистического искусства. Эта картина, совершившая революцию в изобразительном искусстве, лейтмотивом проходит через всю композицию выставки.

Статьи об искусстве, манифесты, переписка К.С. Малевича составляют сборник «Казимир Малевич. Черный квадрат» (Санкт-Петербург, 2001). Материалы издания, многие из которых публикуются впервые, являют, как «Черный квадрат» обернулся не черной дырой, а источником мощного обновления изобразительного искусства. Теоретические сочинения и статьи 1913–1923 годов включает первый том сочинений Казимира Малевича, представленный на выставке. Наиболее программным статьям художника-авангардиста, отражающим его взгляды на развитие современного искусства, посвящено издание «Казимир Малевич. Черный квадрат как точка в искусстве» (Москва, 2018).

Издание Ирины Вакар из серии «История одного шедевра» – «Казимир Малевич. Черный квадрат» (Москва, 2020) освещает, как творческий путь художника связан с последовательным освоением новейших направлений европейской живописи и разработкой отечественных аналогов изобразительного творчества, созданием супрематизма – оригинальной версии геометрической абстракции. Автор исследует сущность «Черного квадрата», для написания которого не требовалось ни особого дарования, ни особого мастерства. Но в разрешении вопроса создания «Черного квадрата», по мнению автора, и таится главное различие классического и современного искусства, которое способно «изобрести нечто принципиально новое и предельно простое».

Творчество Малевича представлено в издании серии «Шедевры Третьяковской галереи» – «Живопись 1910–1930-х годов. Авангард» (Москва, 2020). Альбом включает репродукции картин художника «Портрет М.В. Матюшина», «На сенокосе», «Черный супрематический квадрат», «На сенокосе», «Девушка с гребнем в волосах».

Творческому пути легендарного мастера посвящено издание «Казимир Малевич. Художник и теоретик» (Москва, 1990). Статьи ведущих исследователей жизни и творчества К.С. Малевича раскрывают этапы ученичества и становления мастера, философские истоки его беспредметного искусства, начало супрематизма и «великий перелом». Личность художника предстает в суждениях современников. Впервые в столь полном объеме в этом издании публикуются репродукции картин Казимира Малевича.

Как творец новых смыслов Казимир Малевич раскрывается в статьях и репродукциях журнала «50 художников. Шедевры русской живописи» (Москва. – 2011. – Вып. 25). «Автопортрет» художника, опубликованный на страницах издания, стал творческим завещанием великого авангардиста. Портрет, ориентированный на высокие ренессансные образцы, утверждает право художника на свободное творчество. Торжественный жест и статуарность позы «Автопортрета» свидетельствуют, что Малевич до самого конца остался верен своей миссии новатора и революционера.

Среди сторонников и противников супрематической теории «Черный квадрат» Малевича до сих пор вызывает горячие споры. Публикация «Приключения "Черного квадрата"» (Искусство. – 2007. – № 4) являет, как на фоне этих баталий художники уже более ста лет непрерывно «черпают из квадрата» творческое вдохновение, устремленность к новым идеям и формам.

О международной акции «Посвящение Малевичу. Супрематический дивертисмент» рассказывает публикация Татьяны Котович (Декоративное искусство. – 2006. – № 4). Акция стала полем сотрудничества музеев и центров современного искусства России и дальнего зарубежья. Каждый компонент этого проекта существует как взаимосвязь творчества Казимира Малевича и современного искусства, которому Мастер дал духовную платформу.

20.02.2024 | Просмотров: 211

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей