Санкт-Петербург на литографиях XIX века
Наши редкости
Петербургу особенно посчастливилось на литографии. Если бы все остальные его изображения – в картинках, акварелях, гравюрах и фотографиях погибли, остались бы литографированные виды Петербурга, то и тогда можно было бы вполне судить о нем, и не только о красоте и значительности его памятников или об особенном характере его широких проспектов и каналов, но и о самой душе этого выросшего из болота, призрачного и монументального, «казенного» и поэтического города
А.Н. Бенуа, русский художник и писатель
В 2023 году Президентская библиотека, являющаяся национальной электронной библиотекой, выпустила альбом репринтов литографий середины XIX века, запечатлевших архитектурные памятники и ландшафты Санкт-Петербурга и его предместий середины XIX века.
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников – уникальный архитектурный и градостроительный объект, внесенный в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Основными объектами, сформировавшими исторический центр города к середине XIX века, стали известные архитектурные ансамбли, созданные выдающимся архитектором Карлом Росси (1775–1849). В первую очередь, это ансамбли Александринской площади и улицы Зодчего Росси, здание Главного штаба и министерств на Дворцовой площади, Михайловского дворца с прилегающим садом и площадью.
Одним из шедевров Карла России стал ансамбль зданий Сената и Синода, завершивший не только формирование системы парадных площадей Санкт-Петербурга – Дворцовой и Сенатской, но и эпоху русского классицизма в целом.
В альбом включены 16 литографий видов Петербурга французского художника, литографа Андре Дюрана (1807-1867) включенные в альбом «Живописное и археологическое путешествие по России, совершенного в 1839 г. под руководством Анатолия Демидова…».
В 1839 году А. Дюран по приглашению и при финансовой поддержке известного мецената Анатолия Николаевича Демидова (1812–1870) предпринял поездку по области северо-запада и центральной части России, во время которой выполнил множество зарисовок российских городов. Вернувшись во Францию, А. Дюран сам переносил рисунки на литографский камень, добавляя тон и проставляя на каждом листе дату исполнения литографии: с 1840 по 1848 год.
Живописные виды императорских дворцов и садов в окрестностях Санкт-Петербурга представлены шестью литографиями середины 1840-х годов работы русского художника, мастера литографии Карла Карловича Шульца (1823–1859) по рисункам знаменитого швейцарского акварелиста Иоганна Якобы Мейера (1787–1858). Представленные иллюстрации входили в серию литографий «Живописные виды императорских дворцов и садов в окрестностях Санкт-Петербурга», считающихся одним из лучших и достоверных собраний видов Северной столицы первой половины XIX века.
Представленный сегодня альбом включает в себя 22 репринта литографий на отдельных листах мелованной бумаги, папка альбома с внутренней стороны украшена панорамным видом города с высоты птичьего полёта 1860-х годов.
Посмотреть цифровые копии редких картин, литографий, гравюр, отражающих великолепие первой столицы Императорской России, можно на сайте Президентской библиотеки.
29.02.2024 | Просмотров: 316