Человек с правильного берега
Обзор из цикла «Каталоги и картотеки – это мозг и память библиотеки!» к 100-летию со дня рождения Ю. В. Бондарева
Писатель – строитель самого хрупкого и самого
высокого храма в мире – человеческой души.
Ю. Бондарев
Он попал на фронт в 1942, сразу под Сталинград, сразу командиром минометного расчета. Потом были медали, ранение... Артиллерийское училище, а после Победы – Литературный институт. Первые книги, успехи, признания. Премии, ордена. Кинофильмы, тиражи, статус классика... «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Берег».. Романы, повести, рассказы…
Юрий Васильевич Бондарев (15 марта 1924 – 29 марта 2020) – русский советский писатель и сценарист, член Союза писателей СССР, общественный деятель.
По высказываниям журналистов и критиков «настоящий народный писатель, который сочетал в себе самые высокие человеческие качества и простоту обыкновенного русского мужика, интеллигентность и имперскость, соборность и тягу к воле».
На рубеже 50-60-х годов XX в. образовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой». Эта проза без прикрас, война показана с самого близкого расстояния. Что выстрадали, о том и написали. Строчка за строчкой о самом личном, самом сокровенном. Об опыте участия в Великой Отечественной войне. Огромную роль в повествовании играет описание подробностей и деталей, часто ужасных. Страшная исповедь не только перед Богом. В первую очередь перед собой. Перед всеми.
Роман Юрия Бондарева «Батальоны просят огня!», в основу которого положены реальные события на днепровском плацдарме, положил начало «лейтенантской прозе».
В романах «Берег» и «Выбор» писатель стремится постичь мир как человеческую общность, политически и экономически разделенную глобальной ситуацией планеты. Разъединение проходит не только по границам и идеологиям, но и в самом человеке.
Сложность современности диктовала романам аналитическую тенденцию, которая перспективу общения людей разной политической принадлежности решает в перипетиях индивидуальной судьбы. Исследуя конкретную судьбу в романе «Берег», автор пытается понять, к какому „берегу” пришли люди, познавшие цену победы и поражения, а теперь стоящие на пороге новой военной конфронтации.
«Выбор» еще сложнее «Берега» и не поддается однозначным толкованиям. Прозаик смело идет на заострение темы, использует безвыходные ситуации, неизменно приводящие к трагическому финалу. Почти все бондаревские герои совершают свой выбор в ситуациях экстремальных, на грани жизни и смерти. Обращаясь к стрессовым состояниям мира, писатель обрекает на стресс человека, который предстает, как правило, в кризисную фазу своей жизни.
Произведения умного, честного, талантливого человека. Человека, который не мог позволить себе приторной риторики, потому что его читатели прошли все то же самое, что и он сам.
Боевой офицер Юрий Бондарев, как никто другой из писателей конца ХХ века чувствовал красоту и силу художественного слова. Он писал: «Осмелюсь сказать, что древняя и всегда молодая изящная словесность, или художественная литература, – это форма познания жизни посредством слова, она передает нам изменчивую картину мира. А писатель по-прежнему остаётся строителем самого хрупкого и самого высокого храма в мире – человеческой души, и нет более важного смысла в литературе, чем совершенствование человека. Без этого всякое художество и все философские формулы бессмысленны».
Информационные ресурсы зала каталогов отдела каталогизации библиотечных фондов предоставляют читателям полную информацию о наличии в фондах библиотеки изданий по всем интересующим вопросам. Ресурс «Электронный каталог» на сайте библиотеки, работающий в реальном времени и предоставленный в распоряжение пользователей, дает возможность получить данные о наличии литературы в режиме удаленного доступа.
13.03.2024 | Просмотров: 448