Каталоги выставок Музея имени Андрея Рублева
Наши редкости
За последние несколько лет в библиотеки нашего региона поступило большое количество литературы по всем отраслям знания благодаря инициативе Президента Российской Федерации, национальным проектам по культуре, неравнодушию различных организаций и простых людей. Одной их таких организаций выступил Центральный музей древнерусской культуры и искусств имени Андрея Рублева, подаривший свои каталоги выставок, открывающие дверь в пространство книжной графики, искусства иконописи и культурного достояния России.
Сегодня представляем 6 каталогов выставок, экспонируемых с 2019 по 2022 год в Музее имени Андрея Рублева. Издания отличаются своим полиграфическим качеством, имеют определенную структуру, историческую, научную и информационную наполненность. Конечно, каталоги рассчитаны на специалистов в разных областях культуры, но широкой аудитории также будет интересно с ними познакомиться, для коллекционеров, например, это отличные справочники имен художников, граверов, иллюстраторов, печатников, типографов.
1. Евангелие Иеронима Наталиса. Первое издание / Авт.-сост.: Л.И. Алехина, А.В. Гамлицкий. – Москва, 2019. – 66 с.: ил.
Выставка, описанная в каталоге, посвящена первому изданию выдающегося памятника книжности – «Евангелие Наталиса». Авторство книги принадлежит известному испанскому богослову, одному из основателей ордена иезуитов (Общество Иисуса) – Иерониму Наталису, создававшему её в качестве источника духовного знания для новых членов ордена.
Над гравюрами «Евангелия» трудились лучшие фламандские мастера, подготовительные эскизы и рисунки были исполнены Бернардино Пассери и Мартином де Восом.
Иероним Наталис так и не увидел выхода в свет своего труда. Однако издание было столь важным, что было завершено и издано в Антверпене спустя несколько лет. В гравюрах «Евангелия» Иеронима Наталиса присутствуют многочисленные заимствования из произведений знаменитых предшественников: Фра Анжелико, Рафаэля и Дюрера.
Уникальность этого памятника определена его широчайшим распространением в странах Европы и Азии. Книга выдержала несколько переизданий и была весьма популярна в среде европейских, русских и даже китайских художников, оказала влияние на иконописцев и московской Оружейной палаты. В Пскове, Угличе, Рязани создавались иконы по композициям этих гравюр. Цикл, посвящённый Успению Богоматери, был скопирован известным московским гравёром XVII века Василием Андреевым.
В каталоге выставки не только воспроизведены все гравюры издания, но и впервые представлен перевод пояснительных текстов к ним. Кроме того, в каталожные описания включены указания на состояние оттисков, наличие предварительных эскизов и рисунков, выявлены заимствования сюжетов в книжной графике, станковой и монументальной живописи. Каталог дополнен развернутой вступительной статьей и биографиями художников, граверов, издателей, создававших этот выдающийся памятник книжности.
2. Лестница в небо. Иконы из собрания Виктора Бондаренко: Starway to heaven / Сост. Н.И. Комашко. – Москва, 2019. – 105 с.: ил.
Каталог выставки «Лестница в небо» представляет собрание икон коллекционера и мецената Виктора Бондаренко. В него вошли произведения позднего средневековья накануне петровских реформ (XVII век), а также значительное количество икон Нового времени (XVIII – начало ХХ века), включая иконы, созданные мастерами-старообрядцами.
Авторы каталога ставили перед собой задачу показать целостность собрания Виктора Бондаренко, обозначить идеи, вдохновлявшие коллекционера, раскрыть красоту каждого памятника.
Идея создания выставки заключала в себе несколько смыслов. Иконы здесь понимаются и как своеобразные ступени в процессе духовного восхождения верующего к Богу через молитву, и как вехи в открытии любым человеком особого, «нездешнего» художественного мира икон через вдумчивое их созерцание, и как этапы пути собирателя, щедро делящегося своими находками с другими людьми и делающего их достоянием своих современников и потомков.
В каталоге представлено 69 работ с полным описанием икон, включающим сведения об их происхождении, а также характеристики материала, основы, техники исполнения, сохранность, владельческие пометы и др.
3. Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве: The Alternate Dimension. Death and Afterlife in Christian Art / Сост. С.Н. Липатова. – Москва, 2019. – 165 с.: ил.
Тема жизни и смерти всегда привлекала внимание человека. Его волнует, прежде всего, таинственность и непостижимость самого перехода из одного состояния в другое. Загробное существование, или жизнь после жизни, Страшный суд, потусторонний мир с его адом и раем получили самое широкое отражение в русском религиозном изобразительном искусстве. Иконография смерти и образов перехода в иное состояние не только лишена физиологического натурализма, но и поэтически окрашена и весьма разнообразна.
В каталог вошло более 100 произведений иконописи, монументальной живописи, декоративно-прикладного искусства и графики, в которых звучит важнейшая тема христианского учения – Воскресения и бессмертия души. Это образы смерти и путешествия души в загробном мире, мирной смерти праведника и мученической кончины грешника. Произведения для выставки предоставили Государственная Третьяковская галерея, Российская Государственная библиотека, Егорьевский художественный музей, Собрание икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного, Музей Московской Духовной академии «Церковно-Археологический кабинет», частные коллекционеры.
Каталог разделен на пять частей: 1. Искупление первородного греха через смерть Спасителя; 2. Образы смерти и исхода души; 3. Смерть праведника; 4. Святые мощи как свидетельство нетления; 5. Загробный мир и загробное воздояние. В издание также вошла статья доктора искусствоведения О.Р. Хромова, посвященная персонификации смерти в западноевропейской графике.
4. Паломнические реликвии: Piligrim treasures / Сост. С.В. Гнутова, Ж.Г. Белик. – Москва, 2020. – 175 с.: ил.
Традиция посещения паломнических мест зародилась на Руси после принятия христианства, сегодня паломнические путешествия стали отдельным туристическим направлением. До сих пор популярными направлениями паломничества остаются Святая Земля, Афон, Троице-Сергиева лавра, Спасо-Преображенская Соловецкая обитель, Киево-Печерская лавра и др. Привезенные реликвии становятся предметами личного благочестия и памятными благословениями, которые используются не только в домашней молитве, но и часто «вкладываются» в монастыри и храмы, также для них создаются особые ковчеги.
Цель выставки, посвященной реликвиям, – показать разные стороны паломничества как части русской религиозной культуры, рассказать о происхождении предметов, представить характерные для паломнических реликвий сюжеты. В каталоге представлены образцы, которые дают представление о своеобразии и основных тенденциях паломнической художественной культуры, которая в разные времена существовала в наиболее святых местах, связанных с событиями Священной истории, там происходившими.
Каталог поделен на три части по принципу географического происхождения памятников: Святая Земля, Афон, дореволюционная Россия. Памятники сгруппированы в соответствии с типом иконографии, что позволяет наглядно представить, как в произведениях, изготовленных из разных материалов, воплощались наиболее востребованные сюжеты Священной истории. Издание дополнено статьей составителей об истории происхождения, создания и о ценности паломнических реликвий.
5. Дозволено духовной цензурой: Approved by the theological censoral office / Сост. О.Р. Хромов. – Москва, 2021. – 174 с.: ил.
История гравюры как особого, тиражного вида изобразительного искусства неотрывна от истории книгопечатания. На протяжении столетий гравюра оставалась единственной техникой, позволяющей тиражировать изображение. В России выпуск картинок находился в поле зрения представителей власти: требовалось разрешение, например, Академического совета или высочайшего позволения и, конечно, дозволение цензуры.
Гравюры на Руси появились в книгах духовного содержания, которые печатались повелением Государя царя и по благословению митрополита Московского и всея Руси. Они создавались в Церкви и, несмотря на отсутствие института духовной цензуры, по сути, выходили с ее одобрения, благословения митрополита.
Первый опыт исправления духовного изображения и начало надзора за изобразительными изданиями духовного содержания начался в эпоху реформ патриарха Никона. Тогда в соответствии с древнерусской книжной традицией (до XV века) были исправлены символы евангелистов у апостола и евангелиста Иоанна Богослова (лев был заменен орлом) и евангелиста Марка (орел был заменен львом).
Каталог выставки дает возможность познакомиться с разнообразными жанрами религиозной гравюры, среди которых особое место занимают виды монастырей. Лубочные картинки и академические гравюры, книжные иллюстрации Синодальной типографии – все они прошли духовную цензуру и были дозволены ею к печати и распространению.
Книга дополнена вступительной статьей составителя Хромова О.Р., которая дает возможность читателям познакомиться с историей гравюры как отдельного вида изобразительного искусства. Произведения в каталоге расположены в хронологическом порядке и описываются с принятыми в изографии правилами описания тиражной графики. Аннотации и комментарии содержат необходимые сведения для характеристики гравюры (автор оригинала, история создания, характеристика изображения и т. п.).
6. Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве: Holy Physicians. Images of Healers in East christian art / Сост. Н.В. Герасименко. – Москва, 2022. – 222 с. : ил.
Опыт художественного и религиозного переживания страданий от болезней, эпидемий и внезапных физических недугов существовал уже в древних культурах. Христианство выработало свои традиции переживания такого рода несчастий, адаптировав некоторые элементы эллинистических и фольклорных представлений. Главным при исцелении души и тела стали не только медицинские познания, но обращение к вере.
В каталоге выставки представлены изображения как широко прославленных святых бессребреников: великомученика Пантелеимона, Космы и Дамиана, Ермолая, Сампсона Странноприимца, так и менее известных святых, образы которых встречаются в храмовых росписях, минеях и книгах. Отдельный раздел посвящен нарративным историям, композициям «лечебников», церковным и народно-фольклорным представлениям о помощи в болезнях от святых, почитаемых в лике апостолов, святителей, мучеников, преподобных и святых жен.
В каталог вошли, кроме памятников музейных и церковных коллекций, произведения, принадлежащие частным владельцам из Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Сарова, Самары, Казани. Многие из них публикуются впервые.
Структура каталога разделена на три части. Первая посвящена святым целителям византийского времени. Вторая – русским святым, за которыми закрепилось наименование «врачи безмездные». В третьей части представлены иллюстрации притч о врачевании души и тела, иконы лечебников, иначе называвшиеся «Сказания, коим святым каковые исцеления от Бога даны», и образы святых, наиболее часто изображавшихся в таких композициях.
С каталогами выставок Центрального музея древнерусской культуры и искусств имени Андрея Рублева можно познакомиться в отделе искусств библиотеки имени Н.К. Крупской.
27.03.2024 | Просмотров: 337