Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Искусство самовыражения

Выставка документов к Международному дню джаза

30 апреля отмечается Международный день джаза. Отдел искусств подготовил выставку документов, посвященную этому празднику.

Джаз появился в результате смешения европейской и африканской музыки. Он не сразу завоевал свои позиции, но сегодня считается безусловной вершиной музыки. Джазовые композиции относятся к престижным, элитарным, интеллектуальным сочинениям, а джазовые музыканты являются признанными мастерами исполнительского искусства. Музыка джаза наполнена сложнейшими ритмическими рисунками, яркими сольными импровизациями, замысловатыми аккомпанементами, особыми исполнительскими приемами.

Истоки этого музыкального направления находятся на африканском континенте, но сформировался этот стиль в США во времена рабовладения. Чернокожие невольники в тоске от беспросветности жизни пытались найти утешение в своих родных африканских ритмах и ритуальных песнях. Со временем с этими мелодиями переплелась европейская музыка. Длительное взаимодействие таких разных культур привело к возникновению в самом конце XIX века совершенно нового направления в музыке, который назвали джазом.

О рождении, становлении и развитии джазовой музыки знакомят издания из фонда отдела, представленные на выставке: Конен В. «Рождение джаза» (Москва, 1990), Коллиер «Становление джаза» (Москва, 1984), Верменич Ю. «Джаз. История. Стили. Мастера» (Санкт-Петербург, 2007), Мошков К. «Блюз. Введение в историю» (Санкт-Петербург, 2010).

В России знакомство с джазовой музыкой произошло в конце 1922 года. Театральный деятель Валентин Парнах организовал выступление созданного им «Первого в РСФСР эксцентрического джаз-банда». Затем появились оркестры Александра Цфасмана и Леопольда Теплицкого, которые быстро набирали популярность. Были сформированы и другие коллективы: оркестры Леонида Утесова, Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева, Якова Скоморовского, Александра Варламова, Матвея Блантера и Виктора Кнушевицкого.

О вхождении джаза в советскую культуру, «эпохе разгибания саксофонов» (годы притеснений), последующем официальном признании этого музыкального стиля в СССР повествуют следующие издания: «Советский джаз» (Москва, 1987), «Мелодии советского джаза» (Москва, 1987).

Имена Дюка Эллингтона, Луи Армстронга, Френка Синатры, Эллы Фицджеральд, Анатолия Кролла, Юрия Саульского, Ларисы Долиной, Игоря Бутмана знает весь мир. С их биографиями и творческими судьбами, музыкальным наследием знакомят книги и журналы, многочисленные виниловые грампластинки, CD- и DVD-носители из фонда отдела.

Глубокая, гибкая, изысканная, страстная, необузданная, чувственная – это все джазовая музыка. Она делает джаз особенным и притягательным для исполнителей и слушателей, а бесконечные импровизации – неповторимым и уникальным. «Джаз – единственная музыка, в которой одну и ту же ноту можно играть ночь за ночью, но каждый раз по-разному», – так говорил Орнетт Коулман, выдающийся джазовый музыкант. А композитор Андрей Эшпай утверждал, что джаз – это «совершенное владение инструментом, тонкость и точность интонирования, ансамблевая культура, чувство стиля».

Отдел искусств приглашает ценителей джаза познакомиться с фонотекой джазовой музыки, а также с изданиями, повествующими об этом удивительном и завораживающем музыкальном стиле.

30.04.2024 | Просмотров: 244

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей