Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Искусство для того и есть, чтобы облагораживать людей

Выставка документов к 185-летию со дня рождения К.Е. Маковского

2 июля в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная Константину Егоровичу Маковскому – русскому живописцу, графику, члену Санкт-Петербургской артели художников и товарищества передвижников (1839-1915).

Константин Маковский был одним из самых популярных российских художников в конце XIX века. Маковский – создатель бесчисленных заказных портретов русской аристократии, ученых, деятелей культуры и масштабных полотен. Картины живописца участвовали в выставках Петербургского общества художников, а самого Маковского в прессе называли «вдохновенным певцом эпохи».

Константин родился в творческой семье. Его отец Егор Маковский был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать – певица Любовь Молленгауэр преподавала в Московской консерватории. В доме Маковских часто бывали известные художники того времени Карл Брюллов и Василий Тропинин.

Творчеству талантливого отечественного живописца второй половины XIX столетия посвящена публикация «Первый импрессионист Империи» Ксении Воротынцевой в журнале «Свой» (2014, июль).

Первые картины – «Боярский свадебный пир», «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Смерть Иоанна Грозного», написанные с декоративным размахом, с тонким проникновением в специфику русского быта XVI-XVII веков, – вызывали ощущение исторической подлинности. Они принесли художнику заслуженное признание в России и за рубежом.

Тема русских традиций XVII века стала одной из основных в работах Маковского. Это можно увидеть в значимых произведениях мастера: «Одевание невесты к венцу», «Поцелуйный обряд» и др.

Константин Маковский был страстным коллекционером. Его художественные мастерские в Петербурге и Париже были наполнены произведениями европейского и русского декоративно-прикладного искусства. Предметом особой гордости художника была коллекция русских ларцов с резьбой по кости и русского костюма (особенно кокошников и головных уборов), которые он использовал в качестве исторического антуража в картинах «боярского цикла», передающих сцены из жизни бояр допетровской эпохи.

О легендарной коллекции предметов старины прославленного живописца повествует статья Натальи Большаковой «Константин Маковский – коллекционер» (Наше наследие. – 2005. – №75-76).

В творчестве Маковского родился особый жанровый подвид: головки боярышень. Чернобровые с длинными опущенными ресницами, с таинственными глазами, в кокошниках разной формы, с бантами, серьгами, ожерельями, они составили целую галерею русских красавиц.

В цикле Маковского «Русские боярышни» достойное место занимает картина – портрет «Чарка мёда». Это своеобразный гимн красоте русской женщины. Эта картина как прежде, так и сейчас неизменно впечатляет зрителей, и долгие годы является своеобразной визитной карточкой Донецкого художественного музея.

Большой интерес представляет статья Ковальчук Г.П. «Пленник красоты. Константин Маковский и его цикл «Русские боярышни» из собрания Донецкого республиканского художественного музея» в сборнике статей «Музейный вестник Республики №3» (Донецк, 2021).

В фундаментальном альбоме «Константин Маковский: история жизненного пути творческое наследие» (Москва, 2007) представлено полное собрание цветных репродукций прославленного живописца.

02.07.2024 | Просмотров: 295

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей