Искусство для того и есть, чтобы облагораживать людей
Выставка документов к 185-летию со дня рождения К.Е. Маковского
2 июля в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная Константину Егоровичу Маковскому – русскому живописцу, графику, члену Санкт-Петербургской артели художников и товарищества передвижников (1839-1915).
Константин Маковский был одним из самых популярных российских художников в конце XIX века. Маковский – создатель бесчисленных заказных портретов русской аристократии, ученых, деятелей культуры и масштабных полотен. Картины живописца участвовали в выставках Петербургского общества художников, а самого Маковского в прессе называли «вдохновенным певцом эпохи».
Константин родился в творческой семье. Его отец Егор Маковский был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать – певица Любовь Молленгауэр преподавала в Московской консерватории. В доме Маковских часто бывали известные художники того времени Карл Брюллов и Василий Тропинин.
Творчеству талантливого отечественного живописца второй половины XIX столетия посвящена публикация «Первый импрессионист Империи» Ксении Воротынцевой в журнале «Свой» (2014, июль).
Первые картины – «Боярский свадебный пир», «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Смерть Иоанна Грозного», написанные с декоративным размахом, с тонким проникновением в специфику русского быта XVI-XVII веков, – вызывали ощущение исторической подлинности. Они принесли художнику заслуженное признание в России и за рубежом.
Тема русских традиций XVII века стала одной из основных в работах Маковского. Это можно увидеть в значимых произведениях мастера: «Одевание невесты к венцу», «Поцелуйный обряд» и др.
Константин Маковский был страстным коллекционером. Его художественные мастерские в Петербурге и Париже были наполнены произведениями европейского и русского декоративно-прикладного искусства. Предметом особой гордости художника была коллекция русских ларцов с резьбой по кости и русского костюма (особенно кокошников и головных уборов), которые он использовал в качестве исторического антуража в картинах «боярского цикла», передающих сцены из жизни бояр допетровской эпохи.
О легендарной коллекции предметов старины прославленного живописца повествует статья Натальи Большаковой «Константин Маковский – коллекционер» (Наше наследие. – 2005. – №75-76).
В творчестве Маковского родился особый жанровый подвид: головки боярышень. Чернобровые с длинными опущенными ресницами, с таинственными глазами, в кокошниках разной формы, с бантами, серьгами, ожерельями, они составили целую галерею русских красавиц.
В цикле Маковского «Русские боярышни» достойное место занимает картина – портрет «Чарка мёда». Это своеобразный гимн красоте русской женщины. Эта картина как прежде, так и сейчас неизменно впечатляет зрителей, и долгие годы является своеобразной визитной карточкой Донецкого художественного музея.
Большой интерес представляет статья Ковальчук Г.П. «Пленник красоты. Константин Маковский и его цикл «Русские боярышни» из собрания Донецкого республиканского художественного музея» в сборнике статей «Музейный вестник Республики №3» (Донецк, 2021).
В фундаментальном альбоме «Константин Маковский: история жизненного пути творческое наследие» (Москва, 2007) представлено полное собрание цветных репродукций прославленного живописца.
02.07.2024 | Просмотров: 295