Народно-героическая драма в балете «Пламя Парижа»
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
к 140-летию со дня рождения Б.В. Асафьева
17 июля в отделе искусств состоялся видеолекторий, посвященный 140-летию выдающегося советского композитора, критика, педагога, единственного академика Академии наук СССР среди музыкантов Бориса Владимировича Асафьева.
Ведущая видеолектория рассказала присутствующим, что Борис Владимирович – один из основателей советского музыковедения, активный пропагандист новаторской советской и зарубежной музыки, автор первого советского балета – одноактной «Карманьолы». В 30-е годы Асафьев создал несколько балетов, которые прочно вошли в репертуар театров: «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии» и другие.
«Пламя Парижа» было написано к 15-летию Октябрьской революции по мотивам романа-хроники французского писателя Феликса Гра «Марсельцы», повествующего о Французской революции 1789–1794 годов. Премьера состоялась 7 ноября 1932 года в Ленинградском государственном театре оперы и балета имени С.М. Кирова.
Асафьев определил его жанр как «музыкально-исторический роман», поэтому главный герой в балете – народ. Отдельные персонажи не имеют ярких индивидуальных характеристик, они являются представителями враждующих сторон: восставшего народа и аристократии. Кульминация каждой сцены решалась общим танцем. Композитор использовал несколько самых известных мелодий эпохи Французской революции, отрывки из произведений композиторов того времени, искусно вплетая их в канву свой музыки. Органично включены также вокал и хоровые номера, которые способствуют развитию сюжета.
Постановку балета осуществил Василий Вайнонен. Его новаторские решения: мужские групповые танцы, бравурные массовые пляски, использование фольклорных элементов – существенно обогатили спектакль, добавив выразительность и национальный колорит.
Насыщенный танцами, поддержками, прыжками стремительный и динамичный балет продолжает жить на сцене российских театров. Под музыку Асафьева идут спектакли с хореографией Вайнонена, современные балетмейстеры ставят свои версии и делают новые интерпретации.
Библиотекарь порекомендовала участникам книги из фонда отдела, рассказывающие о творчестве Бориса Асафьева, Василия Вайнонена, Константина Сергеева, Вахтанга Чабукиани, Марины Семеновой и других выдающихся артистов балета, которые участвовали в постановках спектакля в разные годы.
17.07.2024 | Просмотров: 276