Техническое творчество: актуальные проблемы и решения
Круглый стол
20 ноября на площадке отдела документов по экономическим, техническим и сельскохозяйственным наукам прошёл круглый стол «Техническое творчество: актуальные проблемы и решения». Участниками круглого стола стали представители изобретательского сообщества, в том числе читательского клуба по интересам «Изобретатель», государственных и общественных организаций и учреждений, связанных с техническим творчеством.
Техническое творчество – это вид деятельности, результатом которого является технический объект с признаками полезности и объективной новизны. Понятие технического творчества сложное и разностороннее, ведь это явление находится на стыке педагогики, искусства и техники. Но, как правило, когда речь идёт о техническом творчестве, речь идёт о детях (школьниках младшего возраста, подростках, юношах) и молодёжи в целом. У молодых людей оно развивает интерес к технике, явлениям природы, способствует формированию мотивов к обучению и выбору профессии, пробуждает креативность, воспитывает критическое мышление, жизненную стойкость, любовь к труду.
Об этом, а также об истории технического творчества в нашем отечестве со времён его зарождения в 1920-е годы до сегодняшнего дня рассказал библиотекарь отдела Роман Михайлов, выступление которого определило основные векторы последующего обсуждения.
С точки зрения человека военного, ветерана ополчения, подошёл к решению вопросов технического творчества Андрей Ковалёв, заместитель председателя Донецкой республиканской региональной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана и специальных военных операций». Сегодня Андрей Эдуардович на общественных началах преподаёт школьникам ДНР новый для них предмет – «Основы безопасности и защиты Родины». Андрей Ковалёв отметил, что в работе с молодёжью не хватает точек роста и притяжения, хотя руководство страны оказывает многостороннюю поддержку творческому развитию школьников грантами и финансированием.
«К проблемам, связанным с техническим творчеством молодёжи, можно отнести нехватку программ и специалистов-педагогов соответствующего профиля. Но всё это, по-моему, преодолимо. Необходимо внедрить в школах систему внеклассных занятий, интегрировать в эту сферу новые революционные методики, игры, IT-технологии. Например, создать для детей конструктор «Квадрокоптер» и подобные ему полезные игры», - резюмировал спикер.
О создании и функционировании цифровой экосистемы, которая является механизмом стимулирования научного творчества исследователей и изобретателей, рассказал младший научный сотрудник отдела «Молодёжная научная лаборатория» ФГБНУ «Институт научно-технической информации» Юрий Тимофеев. «Разработанная нами цифровая экосистема нацелена на поддержку исследований всеми имеющимися средствами и ресурсами. Экосреда, за счёт объединения специалистов в различных отраслях, стимулирует техническое и научное творчество», - пояснил молодой учёный.
Техническое творчество притягивает в свою сферу не только детей и юношество, но людей разных возрастов. Своими идеями о путях дальнейшего развития и совершенствования методов технического творчества поделились активисты клуба «Изобретатель»: специалист по ТРИЗ Александр Якушкин, инженер-механик Сергей Грицун и конструктор Тамара Виноградова. Инноваторы клуба посвятили свои выступления индустриализации умственного труда, принципам действия своеобразного «нооскопа» - матрицы мышления, которая является одной из коллективных разработок «Изобретателя», а также истории обучения основам Теории решения изобретательских задач Генриха Альтшуллера в советский период, проблемам конструкторской деятельности, в том числе принципам создания конструкторских бюро.
В ходе круглого стола прошло конструктивное обсуждение поставленных вопросов, в котором приняли активное участие представители Государственного комитета по науке и технологиям ДНР, ГБУ «Научно-технический центр инноваций и технологий» и др.
Обсуждение, состоявшееся в рамках круглого стола, позволило выявить проблемы, связанные с развитием технического творчества на современном этапе, и наметить направления их эффективного решения.
21.11.2024 | Просмотров: 164