Преломляя реальность: вопросы современного искусства
Клуб «Художник»
16 января состоялась первая в новом году встреча участников и гостей донецкого клуба «Художник», продолжающего свою работу на базе отдела искусств библиотеки.
Участники встречи познакомились с выставкой изданий «Искусство современности», которая открыла яркие страницы авангарда, представила репродукции инсталяций и сложных объектов.
Программу продолжил разговор об академическом искусстве, которое также было и остается современным, поскольку в наше время творят и художники классического академического письма, и авангардисты. Возник вопрос: «Необходимо ли художнику уметь рисовать и получать классическое образование?». Ответ на вопрос дали примеры из творчества русских художников Василия Кандинского, закончившего Мюнхенскую академию художеств и Казимира Малевича, учившегося в Киевской рисовальной школе выдающегося мастера жанровой картины и портрета Николая Пимоненко. Казимир Малевич также писал реалистичные портреты, как и его учитель. Предчувствуя необходимость радикальных мер по изменению жизни, Малевич выступил со своим манифестом, выраженном в форме «Черного квадрата». Это произведение явило Малевича как основоположника супрематизма – одного из крупнейших направлений абстракционизма. Своим «Черным квадратом» художник показал, что он отрицает все накопленное историей изобразительного искусства. И не просто отрицает, а дальнейшим упорным трудом показывает, что «Черный квадрат» – не шутка, а революция и серьезная теория. Кандинский начинал как пейзажист. А знаменитым его сделали абстрактные картины, перевернувшие восприятие живописи его современниками. В тему современного искусства пришлось и творчество известных русских художников Ильи Кабакова и Эрика Булатова. Оба закончили художественный институт имени В.И. Сурикова. Прекрасные рисовальщики, станковые живописцы, книжные графики, они писали реалистические картины, иллюстрировали детские книги. Но известными и признанными во всем мире художники стали благодаря своим концептуальным работам. Тему расширяли примеры из творчества современного американского художника и скульптора Джеффа Куинса, известного своим приcтрастием к китчу.
Тему продолжила Елена Матвеева, активнейшая участница клуба, член Союза художников РФ. На примере творчества художника Banksi Елена Матвеева осветила направление современного искусства стрит-арт. Его составляющая часть – граффити – рисунки на домах, заборах, гаражах. Художница рекомендовала издание из фонда отдела искусств Клауса Майер–Паукен «Городской скетчинг. Шаг за шагом» (Москва, 2008). Как прокомментировала художница, в городском скетчинге главное – умение быстро схватить ситуацию, суть жанровой сценки, что хорошо показано в книге. Елена Матвеева также поделилась своими впечатлениями от посещения выставки в Центре современного искусства на территории бывшего завода «Изоляция». В связи с инсталляциями, которые художница увидела в экспозиции, она посетовала, что «все идет к упрощению – смотри и не напрягайся».
В продолжение программы свое искусство показали современные донецкие художники.
Елена Матвеева представила несколько портретов, выполненных акварелью в «фирменной манере психологизма», передающих настроение и характер моделей: «Тамара Ивановна», «Есть надежда», «Портрет скульптора Киселева». В жанре пейзажа Елена Матвеева представила великолепную акварель «Теплый закат». Известную графическую серию художницы «Смешные люди» продолжил рисунок «Не все крысы бегут с корабля». Настроение поднимают и юмористические образы «мышек-трусишек» из оригинальной серии Елены Матвеевой «Соседи».
Пиршество акварели в этот день продолжили творческие работы художников Людмилы Чубенко и Федора Пилюкова.
Организационный момент в новом году в клубе «Художник» был посвящен предстоящей художественной выставке «Крымская весна».
16.01.2025 | Просмотров: 55