
Мастер пианистической искусности
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра» к 110-летию со дня рождения С.Т. Рихтера
5 марта в отделе искусств состоялся видеолекторий, посвященный 110-летию со дня рождения выдающегося музыканта Святослава Теофиловича Рихтера.
Его называли «пианистом века» и «исполнителем-титаном». Критики ввели в обиход выражение «феномен Рихтера», а почитатели таланта утверждали, что во время его концертов «зал …невольно ощущал присутствие чего-то высшего, непередаваемого словами».
Ведущая встречи рассказала гостям о становлении Рихтера и его невероятно разносторонней творческой личности.
Жизнь Святослава Рихтера была полностью подчинена музыке, хотя он не сразу определился с выбором своего пути. Будущий виртуоз о себе говорил: «Пианист из меня вряд ли выйдет».
Его учителем был отец Теофил Данилович, пианист, органист и композитор. А профессиональное образование Святослав, минуя обучение в музыкальной школе, получил в Московской консерватории у легендарного педагога Генриха Нейгауза. Впоследствии Нейгауз писал о своем ученике: «Он смолоду обнаруживал такое великолепное понимание музыки, столько вмещал ее в своей голове, обладая при этом чудесным природным пианизмом, что приходилось поступать согласно пословице: ученого учить – только портить».
Молодой музыкант до поступления в московскую консерваторию много концертировал в Одессе. В Москве дебют Святослава Рихтера состоялся в 1940 году, после чего он сразу получил безоговорочное признание критиков и зрителей как «законченный пианист мирового класса».
Во время войны музыкант активно выступал. А после войны, получив на Третьем Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей первую премию (разделил ее с В. Мержановым), стал одним из ведущих пианистов Советского Союза. Позже концертной площадкой Рихтера стал весь мир.
О творческом пути Святослава Рихтера увлекательно рассказывают издания из фонда отдела искусств: Цыпин Г. «Святослав Рихтер» (Москва, 1987), Дельсон В. «Святослав Рихтер» (Москва, 1961).
Музыковеды отмечали его феноменальное мастерство, безграничный репертуар, невероятную легкость и свободу игры, ее безукоризненную точность и чистоту. Но главное – Рихтер умел создавать «исключительно живые, рельефные, характеристически точные звуковые образы». Его учитель Г. Нейгауз рассказывал: «Когда он заиграл Шумана после Гайдна, все стало другим: рояль был другой, звук другой, ритм другой, характер экспрессии другой; и так понятно почему – то был Гайдн, а то был Шуман, и Святослав Рихтер с предельной ясностью сумел воплотить в своем исполнении не только облик каждого автора, но и его эпохи».
Детальнее познакомиться с творчеством музыканта, его биографией, воспоминаниями музыканта гости смогли познакомиться благодаря выставке изданий из фонда отдела, посвященной жизни и творчеству гениального пианиста.


05.03.2025 | Просмотров: 239